Акт инвентаризации
Организации в определенный промежуток проводят проверку разных ценностей. Результат протоколируют в документ акт инвентаризации, который унифицирован серией ИНВ.
Содержание статьи
Общие сведения
Протокол для внесения сведений по итогам подсчета товарно-материальных ценностей (ТМЦ), наличных, основных средств, расходов и других, стандартизирован согласно Постановлению Госкомстата № 88 от 18.08.1998 (ред. 03.05.2000).
По Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 с 01.01.2013 акты не обязательны к использованию. Оформление бланков зависит от учетной политики предприятия.
Акты инвентаризации основываются на различных ситуациях. Так, в серии ИНВ присутствуют:
- инвентаризационные описи средств, активов, ТМЦ, драгоценных металлов и камней;
- инвентаризационные ярлыки;
- сличительные ведомости;
- журналы учета контроля;
- приказы.
Для подробного рассмотрения темы, в качестве примера используется бланк формата ИНВ-15. Формуляр ИНВ-15 зашифрован по ОКУД 0317013 и предназначен для отчета по подсчету наличных средств по состоянию на текущий промежуток времени. В протоколе указываются все расходы и основания, а также причины недостач или излишков.
К содержаниюКак правильно составить акт инвентаризации
Несмотря на информацию Минфина о необязательном применении актов Постановления № 88, если организация решилась составить протокол формата ИНВ-15, использовать нужно унифицированный вариант ОКУД 0317013. Но ИНВ-15 заполняется сотрудниками в последнюю очередь ─ по итогам проверки.
- Первоначально руководитель предприятия издает Приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.
- Затем утверждается состав членов комиссии.
- Далее сверяется наличие денежных средств по бумагам и по факту.
- Итоговый результат вносится в инвентаризационный протокол.
Формуляр ОКУД 0317013 состоит из шапки, расписки, главного и заключительных блоков. Документацию составляют по неизменным правилам:
- В присутствии членов комиссии, которые перед подписью заполненного формуляра знакомятся с содержанием бумаги.
- Первоначально материально-ответственное лицо подписывает расписку о том, что все ТМЦ, деньги, ценные бумаги оприходованы и отправлены в бухгалтерию под ответственность лица.
- При составлении формуляра существенно правильно указать номера последних расходных и приходных кассовых ордеров, так как результат будет опираться на них.
В ходе сверки результатов могут быть убытки или излишки. Для указания причин недостачи или избытка отводится место на оборотной стороне листа, где руководитель предприятия выносит решение о проведенной инвентаризации.
К содержаниюБланк акта инвентаризации
Унифицированный формуляр ИНВ-15 располагается на тематических и официальных ресурсах либо в программе 1С. Но если последняя отсутствует на предприятии, а протокол составить нужно, то лучше здесь скачать акт инвентаризации.
Как заполнить акт инвентаризации
Чтобы заполнить шаблон акта инвентаризации, формуляр распечатывают в единственном экземпляре. Форма акта инвентаризации заполняется вручную либо на ПК бухгалтером после проведения проверки.
Протокол заполняется с начала ─ с шапки формуляра. Содержание расписки написано от первого лица, так как проверяет денежные средства один человек, который берет на себя обязательства. Соответственно, этот человек и составляет акт.
Принцип оформления инвентаризационного бланка заключается в подытоживании результатов. Так, ИНВ-15 заполняют следующим образом:
- Собирают все расходные-приходные бумаги.
- Сверяют с наличием средств и подсчитывают доходы, расходы.
- Выявляют причину недостач или излишков.
- Полученные сведения вносят в протокол.
- Знакомят с заполненным формуляром членов комиссии.
- Указывают выявленные основания убыточных или избыточных средств в кассе.
- Отправляют бланк на подпись участникам комиссии.
После проведенной процедуры руководитель предприятия выносит вердикт и в письменном виде отражает в инвентаризационном протоколе. После чего документация отправляется в архив.
К содержаниюОбразец акта инвентаризации
Перед заполнением протокола рекомендовано внимательно изучить образец акта инвентаризации, чтобы не допустить ошибок. Как пример приведен заполненный формуляр ИНВ-15.
На что обратить внимание
Приведенный пример акта инвентаризации № 15 поможет заполнить и прочие похожие протоколы, так как структура бланков похожа. Но для всех видов формуляров серии ИНВ характерны особенности:
- При оформлении шаблона правильно заполняют шапку и заключительный блок, так как в этих пунктах содержится информация по предприятию.
- Подписывать акт инвентаризации обязаны все члены комиссии, преждевременно ознакомившись с содержанием документации.
- Номера и названия документов, на которых основывается вердикт, внесенный в протокол, обязательно прописывают. Дополнительно сверяют с оригинальной документацией, чтобы не ошибиться.
Протокол проверки унифицированной серии ИНВ ─ необязательный, но значимый бланк. Юридическая сила формуляра понадобится в спорных ситуациях, а документацию чаще включают в доказательную базу. Правильно заполненный акт хранят в архиве вместе с сопутствующей документацией не меньше пяти лет, так как налоговики проверяют протокол наравне с прочей бухгалтерской отчетностью.
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: