Регистрация Вход

Акт инвентаризации

Организации в определенный промежуток проводят проверку разных ценностей. Результат протоколируют в документ акт инвентаризации, который унифицирован серией ИНВ.

Общие сведения

Протокол для внесения сведений по итогам подсчета товарно-материальных ценностей (ТМЦ), наличных, основных средств, расходов и других, стандартизирован согласно Постановлению Госкомстата № 88 от 18.08.1998 (ред. 03.05.2000).

По Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 с 01.01.2013 акты не обязательны к использованию. Оформление бланков зависит от учетной политики предприятия.

Акты инвентаризации основываются на различных ситуациях. Так, в серии ИНВ присутствуют:

  • инвентаризационные описи средств, активов, ТМЦ, драгоценных металлов и камней;
  • инвентаризационные ярлыки;
  • сличительные ведомости;
  • журналы учета контроля;
  • приказы.

Для подробного рассмотрения темы, в качестве примера используется бланк формата ИНВ-15. Формуляр ИНВ-15 зашифрован по ОКУД 0317013 и предназначен для отчета по подсчету наличных средств по состоянию на текущий промежуток времени. В протоколе указываются все расходы и основания, а также причины недостач или излишков.

К содержанию

Как правильно составить акт инвентаризации

Несмотря на информацию Минфина о необязательном применении актов Постановления № 88, если организация решилась составить протокол формата ИНВ-15, использовать нужно унифицированный вариант ОКУД 0317013. Но ИНВ-15 заполняется сотрудниками в последнюю очередь ─ по итогам проверки.

  1. Первоначально руководитель предприятия издает Приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.
  2. Затем утверждается состав членов комиссии.
  3. Далее сверяется наличие денежных средств по бумагам и по факту.
  4. Итоговый результат вносится в инвентаризационный протокол.

Формуляр ОКУД 0317013 состоит из шапки, расписки, главного и заключительных блоков. Документацию составляют по неизменным правилам:

  • В присутствии членов комиссии, которые перед подписью заполненного формуляра знакомятся с содержанием бумаги.
  • Первоначально материально-ответственное лицо подписывает расписку о том, что все ТМЦ, деньги, ценные бумаги оприходованы и отправлены в бухгалтерию под ответственность лица.
  • При составлении формуляра существенно правильно указать номера последних расходных и приходных кассовых ордеров, так как результат будет опираться на них.

В ходе сверки результатов могут быть убытки или излишки. Для указания причин недостачи или избытка отводится место на оборотной стороне листа, где руководитель предприятия выносит решение о проведенной инвентаризации.

К содержанию

Бланк акта инвентаризации

Унифицированный формуляр ИНВ-15 располагается на тематических и официальных ресурсах либо в программе 1С. Но если последняя отсутствует на предприятии, а протокол составить нужно, то лучше здесь скачать акт инвентаризации.

К содержанию

Как заполнить акт инвентаризации

Чтобы заполнить шаблон акта инвентаризации, формуляр распечатывают в единственном экземпляре. Форма акта инвентаризации заполняется вручную либо на ПК бухгалтером после проведения проверки.

Протокол заполняется с начала ─ с шапки формуляра. Содержание расписки написано от первого лица, так как проверяет денежные средства один человек, который берет на себя обязательства. Соответственно, этот человек и составляет акт.

Принцип оформления инвентаризационного бланка заключается в подытоживании результатов. Так, ИНВ-15 заполняют следующим образом:

  1. Собирают все расходные-приходные бумаги.
  2. Сверяют с наличием средств и подсчитывают доходы, расходы.
  3. Выявляют причину недостач или излишков.
  4. Полученные сведения вносят в протокол.
  5. Знакомят с заполненным формуляром членов комиссии.
  6. Указывают выявленные основания убыточных или избыточных средств в кассе.
  7. Отправляют бланк на подпись участникам комиссии.

После проведенной процедуры руководитель предприятия выносит вердикт и в письменном виде отражает в инвентаризационном протоколе. После чего документация отправляется в архив.

К содержанию

Образец акта инвентаризации

Перед заполнением протокола рекомендовано внимательно изучить образец акта инвентаризации, чтобы не допустить ошибок. Как пример приведен заполненный формуляр ИНВ-15.

К содержанию

На что обратить внимание

Приведенный пример акта инвентаризации № 15 поможет заполнить и прочие похожие протоколы, так как структура бланков похожа. Но для всех видов формуляров серии ИНВ характерны особенности:

  • При оформлении шаблона правильно заполняют шапку и заключительный блок, так как в этих пунктах содержится информация по предприятию.
  • Подписывать акт инвентаризации обязаны все члены комиссии, преждевременно ознакомившись с содержанием документации.
  • Номера и названия документов, на которых основывается вердикт, внесенный в протокол, обязательно прописывают. Дополнительно сверяют с оригинальной документацией, чтобы не ошибиться.

Протокол проверки унифицированной серии ИНВ ─ необязательный, но значимый бланк. Юридическая сила формуляра понадобится в спорных ситуациях, а документацию чаще включают в доказательную базу. Правильно заполненный акт хранят в архиве вместе с сопутствующей документацией не меньше пяти лет, так как налоговики проверяют протокол наравне с прочей бухгалтерской отчетностью.

Была информация интересна или полезна?
Да0
Нет0

Поделиться в соц. сетях

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Ваш комментарий:

Задать вопрос