Критерии и способы повышения эффективности бизнеса
Снижение покупательной способности населения и ужесточение конкуренции на рынке требуют от предпринимателей всех отраслей повысить эффективность бизнеса. Применяя передовой опыт, в кризисных условиях можно не просто выживать, а полноценно зарабатывать и развиваться.
Содержание статьи
Эффективность и результативность бизнеса
Для целей предпринимательской деятельности эффективность определяют как соотношение полезного результата и ресурсов, затраченных на его достижение.
Результат – это показатель свершения поставленных задач. Чаще всего он определяется суммой прибыли за отчетный период.
В некоторых случаях целесообразно временно отказаться от ключевого приоритета (текущая доходность) и сконцентрироваться на перспективных направлениях – завоевании новых рынков, расширении клиентской базы, перепрофилировании. Такой подход позволяет получить больше в перспективе.
Деятельность компании организовывается с помощью таких инструментов:
- планирование;
- реализация;
- контроль;
- коррекция.
К содержаниюУправление эффективностью в этом контексте можно определять как систему инструментов, позволяющих обеспечить ежедневную реализацию поставленных целей при использовании приемлемого объема ресурсов.
Первоочередные задачи управления компанией
Чтобы строить эффективный бизнес, необходимо последовательно выполнить ряд шагов:
- Формирование установок для долго-, средне- и краткосрочной перспективы. Важен сбалансированный подход. В карту целей стоит внести не только задачи финансового характера, но также:
- маркетинговые ориентиры;
- стратегию работы с персоналом;
- направления оптимизации внутренних процессов.
- Выбор методов оценки и соизмерения затрат и ресурсов, адекватных для конкретного бизнеса. Ориентироваться следует в первую очередь на бухгалтерский и производственный учет, бюджетное управление.
- Регулярное отслеживание продвижения предприятия к обозначенным целям. Чем ниже уровень планирования, тем меньшим нужно делать отчетный период. Так, о выполнении краткосрочных планов следует отчитываться еженедельно.
- Оценка эффективности бизнеса требует разработки и внедрения системы ключевых показателей работы, сформулированных на основе карты целей.
- Выстраивание действенной схемы вознаграждения персонала: премирование эффективно постольку, поскольку привязано к показателям результативности каждого работающего.
Система управления эффективностью бизнеса основывается на трех китах:
- стратегическое управление;
- управление ресурсами;
- управление результатами.
Какие показатели говорят об эффективности
Показатели эффективности бизнеса имеют двойственное предназначение. С их помощью:
- оценивают реализацию целей;
- мониторят эффективность бизнес-процессов, деятельность подразделений и отдельных сотрудников.
Текущее состояние компании и ее перспективы можно отслеживать с помощью показателей, характеризующих эффективность бизнеса. Это:
- выручка по сферам деятельности и маржинальность;
- объем производства, качество продукции;
- уровень затрат и себестоимость товаров/услуг;
- количество запросов от клиентуры;
- уровень результативности маркетинговых мероприятий,
- степень удовлетворенности клиентуры.
Разработка системы бизнес-показателей
Система оценки эффективности бизнеса должна отражать индивидуальную специфику. Специалисты предлагают ряд подходов к определению ключевых бизнес-показателей. Целесообразно опираться на:
- цели учреждения;
- фактор стоимости;
- бизнес-процессы;
- функции и сферы ответственности сотрудников.
Примерный перечень показателей для производственных предприятий:
- исполнение планов по объему производства;
- показатели качества;
- отклонения в сроках выполнения заказов;
- уровень производственных затрат.
Перечень хозяйственных показателей для отдела продаж:
- объем и маржинальность продаж;
- показатели активности менеджеров компании (количество наработанных контактов, счета, усредненная стоимость заказа),
- уровень дебиторской задолженности;
- степень удовлетворенности клиентуры.
Для каждого подразделения необходимо разработать сбалансированную матрицу показателей. С ее помощью можно будет:
- установить, выполняет ли структурная единица и каждый сотрудник возложенные на них функции;
- распределить ответственность конкретных лиц за результаты хозяйствования.
Особенности бизнес-показателей для малого бизнеса
Управление эффективностью малого бизнеса отличается от обычного. Мелкие предприятия обычно плохо структурированы. Функции, для которых в крупной компании существует самостоятельный отдел, на малом предприятии могут быть возложены на одного человека.
Нередко, полагаясь на личную эффективность и интуицию руководителей, собственник мелкого предприятия или ИП напрочь отказываются от традиционного планирования. Это неправильный подход.
Регулярный анализ эффективности малого бизнеса обязателен по трем сферам:
- влияние товарной политики (ассортимент, брендинг, инновации, упаковка, сервис) на реализацию планов;
- взаимосвязь ценообразования (с учетом издержек на производство, цен конкурентов, репутации фирмы) на прибыльность;
- влияние организации сбыта (товарооборот, выбор посредников) на продажи.
Таким образом, бизнес-показатели мониторить обязательно, чтобы повысить общую эффективность и доходность предприятия.
К содержаниюКак построить эффективный бизнес во время “кризиса”: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: