Базовые стратегии развития бизнеса
Не секрет, что развитие и планирование собственного дела где-то сродни планированию боевых операций на враждебных территориях, поэтому так важно выработать и придерживаться четкого плана или другими словами – стратегии.
Содержание статьи
Базовые стратегии и их виды
Современные базовые стратегии маркетинга очень хорошо и подробно расписаны во множестве источников, но прежде чем выбирать то, что необходимо именно вашему предприятию, необходимо поставить главную цель. Вы должны четко понимать, чего хотите добиться: сохранить существующий уровень доходов и продаж, вытеснить из отрасли конкурентов, добиться для предприятия лидирующих позиций и так далее, и так далее – иначе выбрать базовую стратегию предприятия не получится.
Планировать стратегию можно только четко осознавая, для чего это все делается. Именно потому что цели у различных предприятий могут быть разными, виды базовых стратегий тоже бывают самыми разными.
Можно выделить две большие группы среди основных маркетинговых стратегий:
- конкурентные стратегии;
- стратегии роста.
При этом важно помнить: что бы вы ни выбрали, стратегии предлагают лишь общую канву, направление пути, а уж осиливать дорогу вам придется самостоятельно.
К содержаниюКонкурентные стратегии
Такой тип стратегий впервые описал в свой книге «Конкурентная стратегия» Майкл Портер. Он предложил разделить базовые стратегии конкуренциина три группы:
- лидерство по издержкам;
- дифференциация;
- фокусирование.
К содержаниюСогласно концепции Портера, предприятие должно выделяться в ряду конкурентов, иначе его продукция не запомнится, что не способствует интересу потребителя, что в свою очередь не способствует процветанию предприятия.
Лидерство по издержкам
Используя данную стратегию, предприятие должно стремиться к лидирующей позиции по низким издержкам производства. При этом снижение себестоимости товара совершенно не означает, что должно снизиться также и качество – вы просто потеряете покупателя. Но это и не означает, что цена на товар тоже должна быть низкой: вы вполне можете устанавливать цену такую же, как у конкурентов, и получать хорошую прибыль.
Сложности стратегии лидерства по издержкам очевидны: нужно постоянно совершенствовать производственный процесс (за счет более современного оборудования и обучения персонала), внедрять автоматизацию и стремиться модернизировать даже руководящий процесс. К тому же на рынок в любой момент может прийти конкурент с еще более современным оборудованием или новинкой, позволяющей ему еще больше экономить.
К содержаниюС другой стороны, снизив издержки производства и доведя процесс до безупречного автоматизма, можно расширить линейку товаров на основе имеющихся технологий и сырья, тем самым повысив продажи.
Дифференциация
Подход стратегии дифференциации заключается в том, чтобы сделать ваш товар уникальным. При этом он может быть совершенно таким же, как и у конкурентов, главное – как вы его подадите на рынке.
Например, компания 7UP в свое время рекламировала свой продукт (газированный напиток) при помощи слогана «Не Кола» и смогла добиться позиции в лидирующей тройке по продажам.
Дифференциация может происходить на самых различных уровнях: производство, упаковка, дизайн самого товара, сеть продаж, реклама, подготовка персонала – способов выделиться существует великое множество, нужно только найти свой.
К содержаниюФокусирование
Базовые конкурентные стратегии фокусирования в свою очередь делятся на две группы:
- фокусирование на издержках;
- фокусирование на дифференциации.
Какую бы группу вы ни выбрали, стратегия заключается в том, чтобы предприятие выбрало отдельную узкую отрасль в своей деятельности и сосредоточилось на ней. Фокусируясь на дифференциации, вы должны выбрать свой узкий сегмент рынка и работать с ним. Это может быть определенная специфическая целевая аудитория, отдельный город или страна, сфера реализации специфического товара или тому подобное. Главное, чтобы вам было где развернуться, а конкуренты не скоро бы обратили внимание на найденную вами нишу.
Фокусируясь на издержках, вы опять же должны выбрать отдельную ветвь производства и внедрять технический прогресс именно там, а не на производстве всех товаров и продуктов вашего предприятия.
Это не значит, что все остальные процессы нужно заморозить или прикрыть, просто в первую очередь все внимание и средства должны быть направлены на выбранную отрасль, туда, на чем вы фокусируетесь.
К содержаниюБазовые стратегии развития
Стратегии развития бизнеса предполагают наличие каких-либо устойчивых позиций на рынке, наличие своего потребителя и делятся на следующие группы:
- стратегии концентрированного роста;
- стратегии интегрированного роста;
- стратегии диверсифицированного роста;
- стратегии сокращения.
Стратегии концентрированного роста
Базовые стратегии этого типа подразумевают улучшение продукта производства (либо запуск нового) и улучшение своих позиций на уже освоенном рынке.
Стратегии концентрированного роста в свою очередь делятся на три группы.
К содержаниюСтратегия усиления позиции на рынке
Предприятие должно всеми силами стремиться позиционировать свой продукт как лучший на рынке. Этого можно достигнуть усиленной рекламой, проведением различных акций, а также давлением на конкурентов и их поглощением.
К содержаниюСтратегия развития рынка
Заключается в поиске новых рынков для существующего продукта. Например, другие города и области либо продажа вашего продукта в другие отрасли, которые тоже могли бы его применять.
К содержаниюСтратегия развития продукта
Такой тип стратегии подразумевает выпуск принципиально нового продукта для предприятия и продажу его по освоенным каналам.
К содержаниюСтратегии интегрированного роста
Применяя эти базовые стратегии роста, предприятие развивается за счет расширения собственных структур либо присоединения внешних компаний. Существует две разновидности интегрированного роста.
К содержаниюСтратегия обратной вертикальной интеграции
Предприятие создает собственные структуры по снабжению, тем самым сокращая расходы и усиливая контроль над посредниками.
К содержаниюСтратегия вперед идущей вертикальной интеграции
Тоже подразумевает контроль над посредниками, но обычно за счет поглощения предприятий-посредников.
К содержаниюСтратегии диверсифицированного роста
Базовые маркетинговые стратегии этого типа применяют, когда предприятие достигло в своей сфере максимума и развиваться дальше просто некуда.
Различают три вида диверсификации.
К содержаниюСтратегия центрированной диверсификации
Предприятие находит дополнительные возможности для производства нового на уже существующей базе технологий и сырья.
К содержаниюСтратегия горизонтальной диверсификации
Предприятие выпускает новый продукт с применением новых технологий, но ориентированный на привычную целевую аудиторию.
К содержаниюСтратегия конгломеративной диверсификации
Третий тип стратегии диверсифицированного роста подразумевает выпуск принципиально нового продукта и освоение совершенно нового рынка.
Это самая рискованная стратегия, но в случае успеха она же приносит укрепление позиций сразу в нескольких отраслях и способствует стабильному положению предприятия.
К содержаниюСтратегии сокращения
Последняя группа базовых стратегий развития бизнеса содержит вынужденные меры, когда у предприятия просто не остается другого выхода.
Сюда входит:
- продажа частей предприятия или его филиалов (стратегия отделения);
- сокращение производства товаров и продуктов (стратегия разворота);
- полная ликвидация предприятия;
- реструктуризация предприятия;
- сокращение выпуска продуктов и сокращение доли рынка (комбинированная стратегия).
Дав краткую характеристику базовых стратегий, подробно останавливаться на этом мы не будем.
К содержаниюИнновационный аспект базовых стратегий роста
Практически каждая стратегия роста привносит в деятельность предприятия новшества: в сфере маркетинга, продукта или организации. Даже стратегия сокращения несет инновации в сфере управления и производства. Ваша задача, выбирая определенный тип стратегии или их сочетание, искать новое и не бояться его внедрять.
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: