Развитие бизнеса: стадии управления и типы стратегий
Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) – это организационная структура предприятия, отвечающая за разработку стратегии его развития в различных сегментах внутреннего и внешнего рынка. Создавая филиалы или дочерние предприятия, каждая фирма пытается расширить свое присутствие на рынке не только конкретного региона, но и за его пределами.
Содержание статьи
Основные критерии выделения СЕБ
Предприятие в своем развитии проходит несколько стадий управления: от простой до филиальной структуры. Наличие филиалов свидетельствует о расширении географии бизнеса, что непосредственно влияет на увеличение производства продукции. Бизнес- единица сконцентрирована на вхождении на рынок ее товаров и услуг.
Свободная или занятая конкурентами часть рынка, где можно успешно реализовывать продукцию, называется сегментом. Все объекты конкретного сегмента имеют общие признаки.
Критерии выделения стратегических единиц бизнеса можно систематизировать таким образом:
- четкий перечень реальных заказчиков и потенциальных клиентов;
- планирование, организация производства и сбыта продукции СЕБ на основании контроля материально-технического снабжения;
- оценка конечного результата с учетом полученной прибыли, сравнительный анализ доходов и убытков.
В стратегическом менеджменте понятие «портфель» означает то, что все СЕБ принадлежат одному и тому же учредителю (владельцу).
Аналитические отделы крупных предприятий разделяют рынок на определенные сегменты по таким критериям:
- географическое расположение (региональный, национальный, мировой);
- социальные и демографические признаки (возраст и пол потребителей, размер заработной платы, семейное положение);
- стиль и образ жизни (хобби и увлечения).
Рынок также можно разделить на сегменты по типу и общему размеру собственности, а также отдельным отраслям потребляющих продукцию предприятий. Филиальная (дивизиональная) структура способствовала созданию новой стадии – сетевой. К примеру, мощной сетевой структурой владеет фирма Nike, передавшая еще в 1964 году по специальным договорам основную часть производственных функций подрядчикам со всего мира.
К содержаниюУровни современных стратегий
Предприятия с филиальной структурой управления при осваивании сегментов рынка используют такие уровни современных стратегий: корпоративные, деловые и функциональные.
К содержаниюКорпоративная
Корпоративная стратегия отвечает за сбыт, производственные мощности, общую динамику роста компании на краткосрочную перспективу. Корпоративные решения весьма сложны, ответственны, требуют профессионального подхода; принимаются на уровне топ-менеджмента компании.
Наиболее распространенные:
- диверсификация производства, снижение рисков хозяйственной деятельности;
- пересмотр структуры управления компанией;
- анализ эффекта от слияния, поглощения и приобретения других предприятий, вхождение в промышленно-финансовые группы;
- планомерное распределение ресурсов между всеми подразделениями компании.
Деловая
Деловые решения принимаются на уровне подразделений корпорации – ее СЕБ. Эта стратегия успешно формируется в виде бизнес-планов, где дается оценка продукции ближайших конкурентов в отдельно взятом сегменте рынка, а также проводится тщательный анализ с целью выхода на рынок новых продуктов. Руководству филиала обязательно следует учесть продажную стоимость продукции, затраты на рекламные услуги, а также разработать стратегию давления на конкурентов.
К содержаниюФункциональная
Характеристика стратегических единиц бизнеса непосредственно влияет на формирование функциональных решений, которые принимаются как на уровне центрального офиса, так и на уровне филиалов – с привлечением бухгалтеров, юристов и маркетологов.
Функциональный тип стратегий способствует поиску эффективного воздействия на местах в рамках главной миссии компании и направлен на достижение поставленных результатов в сжатые сроки и на конкретных территориях.
Различают два подхода к формированию стратегий:
- Сверху вниз: когда руководство компании инициирует изменения в развитии и деятельности своих стратегических единиц.
- Снизу вверх: когда выводы и предложения функциональных подразделений СЕБ становятся основой для разработки и принятия корпоративных стратегий.
Как начать свой бизнес: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: