Основные аспекты сравнительного подхода к оценке бизнеса
Сравнительный подход к оценке бизнеса применяется в том случае, когда необходимо выбрать организацию, которая недавно была продана либо ее акции котируются на рынке. Важно наличие предприятия-аналога, с важнейшими показателями которого сравниваются расчеты для новой организации.
Содержание статьи
Как работает сравнительный подход
Оценочный мультипликатор – величина, показывающая соотношение между важнейшими финансовыми показателями и ценой продажи предприятия. Чтобы определить стоимость оцениваемой компании, нужно умножить значение мультипликатора на аналогичный показатель предприятия, которое необходимо оценить.
Приведем простой пример использования сравнительного подхода к оценке бизнеса. Совсем недавно предприятие-аналог ушло с молотка по цене 400 млн рублей. Величина чистой прибыли аналога составляет 40 млн руб.
Чтобы найти мультипликатор, нужно цену разделить на прибыль. Получим величину мультипликатора (множителя), равную 10. Чистая прибыль от реализации исследуемой фирмы составляет 37 млн руб. Стоимость исследуемого предприятия будет равна произведению величины мультипликатора и чистой прибыли, то есть 370 млн руб.
К содержаниюМетодология подхода
В зависимости от того, каковы цели и условия самого процесса оценки, данный подход подразумевает использование одного из трех методов, а именно:
- Метод фирмы-аналога. Целесообразно использовать при оценке одной единицы акции или пакета неконтрольных акций.
- Метод сделок. Чаще всего применяется в случае, если нужно оценить всю стоимость бизнеса либо пакет контрольных акций.
- Метод использования отраслевых коэффициентов. В основу данного метода заложено использование рекомендуемого соотношения между величинами определенных финансовых показателей и ценой продажи предприятия.
Выбрав необходимый метод сравнительного подхода в оценке бизнеса, можно приступать к самой оценке.
К содержаниюОрганизация процедуры оценивания предприятия
Саму процедуру оценивания стоимости бизнеса нужно проводить поэтапно:
- собрать необходимую для расчетов информацию;
- составить подробный список подобных предприятий, с которыми и будет в дальнейшем сравниваться исследуемое;
- проанализировать финансовые показатели аналогов и изучаемого предприятия;
- рассчитать величину оценочного мультипликатора;
- рассчитать среднее значение в каждой отдельной группе множителей;
- определить предварительную стоимость исследуемой организации;
- внести итоговые поправки.
Некоторые из этапов рассмотрим подробнее.
К содержаниюСбор информации
Во время проведения исследований стоимости фирмы методом сравнительного анализа необходимо использовать два типа информации:
- данные о ценах продаж акций, предоставляемые информационными ресурсами фондовых бирж;
- сведения о финансовом состоянии оцениваемого и аналогичных предприятий.
К содержаниюВажно: информация о финансовом состоянии исследуемого бизнеса предоставляется его руководителем или иным уполномоченным лицом. Сведения, касающиеся финансового состояния предприятия-аналога, берутся из периодических изданий.
Список аналогов
Подбирать организации по аналогии необходимо, руководствуясь следующими правилами:
- Предприятия должны принадлежать к одной отрасли.
- Доли реализованной профильной продукции за определенный промежуток времени должны быть похожими.
- Компания-аналог и сравниваемая организация должны быть примерно одинаковых размеров. Напомним, что размер организации можно измерить количеством реализованной ею продукции, количеством оказываемых услуг. Также важно наличие филиалов, представительств и организационно-правовая форма.
- Похожие уровни финансовых рисков сравниваемых организаций.
- Полное отсутствие в жизни компаний процедур, которые могут существенно повлиять на их организационную структуру и финансовое состояние: например, слияние или поглощение.
Количество критериев оценки во многом зависит от опыта работы оценщика и от наличия необходимых данных.
К содержаниюАнализ финансового состояния
Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса использует такие методы финансового анализа, как:
- Анализ бухгалтерской отчетности.
- Расчеты 5 групп основных показателей характеристики предприятия:
- уровня рентабельности;
- структуры оборачиваемого капитала;
- оборачиваемости;
- платежеспособности;
- степени финансовой устойчивости.
- Сравнительный анализ баланса предприятия.
Последний пункт осуществляется путем сравнивания денег по статьям актива баланса, которые сгруппированы по степени окупаемости, с обязательствами по статьям пассива, сгруппированным по датам их погашения.
К содержаниюЗадачи финансового анализа
Основными задачами финансового анализа при оценке стоимости бизнеса являются:
- определение положения оцениваемой организации в перечне аналогичных компаний в зависимости от степени сопоставимости показателей;
- выбор наиболее приемлемого мультипликатора, который учитывал бы все особенности показателей сравниваемых предприятий.
После проведения полного финансового анализа полученные коэффициенты необходимо свести в таблицу. К этим коэффициентам относят:
- долю чистой прибыли от выручки реализованных товаров;
- долю собственного капитала во всех источниках материального обеспечения предприятия;
- коэффициент ликвидности;
- коэффициент оборачиваемости активов;
- коэффициенты рентабельности продукции.
Расчет величины мультипликатора и предварительное определение стоимости бизнеса
На планете нет абсолютно одинаковых компаний. Все они разнятся между собой. Именно поэтому диапазон значений множителя может постоянно меняться. Для процедуры оценивания экспертам понадобится рассчитать средневзвешенное значение-мультипликатор.
Во время расчетов наибольший удельный вес придается той организации, важнейшие показатели которой больше всего совпадают с данными оцениваемого объекта. Необходимые для сравнения данные о финансовом состоянии предприятий берутся из финансовой и аналитической документации.
К содержаниюОценка компаний: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: