Как улучшить современное состояние ресторанного бизнеса в России
Организовать успешный ресторан в России – рискованная предпринимательская инициатива, реализация которой зависит от многих факторов. Понимая опасность неэффективных вложений, инвесторы редко финансируют проекты, связанные с общепитом. Это обстоятельство и определяет современное состояние ресторанного бизнеса в России.
Содержание статьи
Общая характеристика
Невысокие темпы освоения российскими предпринимателями ниши предоставления населению услуг по приготовлению сложных блюд связаны не только с местными особенностями потребления благ повышенного комфорта, но также сопряжены с общеотраслевыми проблемами, которые более развитые в экономическом плане государства научились с разной степенью успешности преодолевать.
По уровню рискованности ресторанный бизнес занимает четвертое место в мире среди других видов предпринимательской деятельности. Опережают его по показателям банкротства только магазины по торговле фототехникой, одеждой и мебелью.
Основными проблемами этого вида предпринимательства являются:
- высокая степень зависимости от основных фондов (недвижимое имущество, производственное оборудование);
- высокая степень зависимости от квалификации персонала (человеческий фактор);
- низкая инвестиционная привлекательность ресторанных проектов.
Вкладывая средства в предпринимательский проект, ресторатор не имеет возможности достоверно определить, сколько продукта он произведет и реализует, поэтому все предварительные расчеты носят в определенной степени только характер вероятного прогноза.
Указанные обстоятельства как раз и определяют развитие ресторанного бизнеса в России. Но, кроме общеотраслевых, есть еще и специфические российские проблемы, которые также во многом тормозят расширение сферы ресторанных услуг:
- общий невысокий уровень жизни основной части населения;
- нехватка образовательных программ в сфере предоставления коммерческих услуг;
- отсутствие собственной развитой предпринимательской инфраструктуры, которая бы обеспечила ресторанный бизнес необходимыми ресурсами и сырьем.
Преодоление сложившейся конъюнктуры в одиночку – малоперспективное начинание, которое могут себе позволить только очень состоятельные люди либо активные приверженцы ресторанного дела.
Такое положение вещей лежит в основе современной статистики по активности обеспечения населения России ресторанными услугами:
- в Москве функционирует 4 тысячи ресторанов, тогда как в Париже – 22 тысячи;
- на каждую тысячу москвичей приходится 40 ресторанных мест, тогда как по западноевропейским нормам эта цифра в городах не должна быть меньше, нежели 150 мест;
- в сравнении с семидесятыми годами прошлого столетия в Москве только лишь удвоилось количество ресторанов (с 22 мест до 40 мест) на тысячу населения).
Однако для грамотного бизнесмена приведенный анализ рынка ресторанного бизнеса говорит не столько о бедственном положении данной предпринимательской инициативы, сколько об открывающихся возможностях в тех сферах, где и сегодня конкуренция практически отсутствует.
К содержаниюПерспективы
Как видно из обрисованной ситуации, не является большой загадкой ответ на вопрос, почему при невысоком уровне конкуренции в сфере общепита инвесторы не хотят вкладывать деньги в запуск и развитие ресторанов.
Однако в истории хозяйствования России есть воодушевляющие примеры, которые являются яркой демонстрацией того, что при разумном и грамотном подходе даже в нынешних условиях можно реализовать успешные бизнес-проекты на базе индустрии общепита.
Разумный подход предполагает, что бизнесмен сможет рационально оценить свою стартовую позицию, а грамотный – что сможет толково имеющийся старт использовать.
Основой грамотного подхода в оценке исходной позиции является изучение тенденции развития ресторанного бизнеса в России в разрезе последних семи лет:
- изучение чужого опыта (как успешного, так и провального);
- отслеживание влияния культурных тенденций развития общества на продвижение ресторанного продукта;
- анализ внедрения инновационных продуктов в сферу обслуживания;
- опыт расширения спектра ресторанных услуг на базе одной или нескольких производственных площадок.
Собранные данные помогут определить, есть ли стратегические перспективы. После этого можно приступать к оценке привлекательности собственного проекта на базе уже существующего предприятия либо только планируемого.
Привлекательность ресторана можно оценивать по следующим категориям:
- Общая характеристика рынка общественного питания в пределах одной муниципальной единицы.
- Сбор информации о качественных характеристиках конкретного сегмента рынка с наличием отчета по каждой группе заказчиков-покупателей.
- Определение сезонности и цикличности рынка.
- Уровень зависимости от поставщиков.
- Состояние основных фондов (оборудование, помещения и т. д.).
- Среднеотраслевой уровень рентабельности.
Полученных исходных оценочных данных вполне достаточно, чтобы определить пути повышения конкурентоспособности предприятия на рынке:
- Планирование мероприятий по уменьшению производственных потерь в неактивные сезоны.
- Активная работа с поставщиками для установления взаимовыгодных хозяйственных связей.
- Вложения в основные фонды как единственная возможность повысить качество продукта.
- Повышение квалификации персонала для увеличения показателя эффективности производства (повышение рентабельности).
Сегодня именно эти законы по большей части определяют перспективы развития ресторанного бизнеса в России.
Некоторые аналитики считают, что перспективы можно скоординировать в угоду потребителю – посетителям ресторанов. Но это рискованная стратегия, поскольку приоритеты общества могут меняться, а эффективный бизнесмен должен иметь возможность найти ресурсы соответствовать любым прибыльным веяниям в потребительской среде.
Среди основных предпочтений активных горожан на ресторанный продукт эксперты называют:
- небольшие кафе с узколокальным меню в соответствии со специализацией кафе (кофейня, паб и т.д.);
- рестораны японской и китайской кухни;
- рестораны арабской кухни (исламских стран).
Подобная тенденция характеризует ресторанный бизнес в 2018 году. Она же была присуща этому сектору общепита в течение последних десяти лет.
Отсутствие свежих идей и их качественного исполнения оказывает негативное влияние на формирование в обществе традиции приобщения к ресторанному и кулинарному мастерству.
Однако это обстоятельство не отменяет стремления активного населения получать качественные услуги в сфере обслуживания. Именно поэтому любой качественно исполненный проект в России принимается очень тепло, быстро развивается и в предельно короткие сроки становится прибыльным и привлекательным для инвесторов.
К содержаниюРесторанный бизнес – спланированный успех: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: