Ведение консолидированной бухгалтерской отчетности предприятия
Среди всего многообразия бухгалтерской отчетности встречается и такая, как консолидированная бухгалтерская отчетность. Что это такое и для чего она предназначена? Постараемся ответить на эти вопросы.
Содержание статьи
- 1 Что такое бухгалтерская отчетность в общем?
- 2 Что такое консолидированная бухгалтерская отчетность?
- 3 Что из себя представляет сводная консолидированная бухгалтерская отчетность
- 4 Нормы законодательства в отношении консолидированной бухгалтерской отчетности
- 5 Учетная политика предприятия
- 6 Когда составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность?
- 7 Особенности, которые характерны для консолидированной бухгалтерской отчетности
- 8 Требования к консолидированной бухгалтерской отчетности
- 9 Принципы формирования консолидированной бухгалтерской отчетности
Что такое бухгалтерская отчетность в общем?
Для начала давайте установим, что в целом бухгалтерская отчетность – это совокупность отчетов или пакет документов, который содержит сведения обо всех совершенных на предприятии хозяйственных операциях, экономическом и имущественном положении, обо всех налоговых отчислениях и льготах.
Бухгалтерская отчетность дает любому разбирающемуся в вопросе человеку наглядную, полную и достоверную картину о деятельности предприятия, финансовом благополучии или неблагополучии.
Годовая отчетность подается в налоговую службу, как и промежуточная, которая составляется в течение отчетного года. Она служит наглядным подспорьем для руководителя, по которому он может определить состояние текущих дел, сравнить положение с прошлым отчетным периодом, на основании этих данных принять решение о дальнейшем экономическом развитии предприятия. Бухгалтерская отчетность используется при привлечении инвесторов при аудите.
К содержаниюЧто такое консолидированная бухгалтерская отчетность?
Понятие консолидированная бухгалтерская отчетность происходит от английского термина “consolidatedaccounting” и означает сводный бухгалтерский отчет группы взаимозависимых предприятий либо предприятия, обладающего несколькими обособленными филиалами и дочерними структурами. Сводную бухгалтерскую отчетность составляют и подают службы федеральных органов исполнительной власти.
Во всех описанных случаях главная организация за отчетный период (как правило, речь идет о годе) предоставляет собственную бухгалтерскую отчетность и консолидированную (сводную).
К содержаниюЧто из себя представляет сводная консолидированная бухгалтерская отчетность
Как и в случае с обычной, консолидированная бухгалтерская отчетность – это:
- сводный баланс со всеми приложениями;
- отчет о прибылях и убытках предприятия, его филиалов (дочерних структур).
Консолидированная отчетность должна содержать все пояснения к сводному балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
К содержаниюНормы законодательства в отношении консолидированной бухгалтерской отчетности
Принципы ведения, составления и предоставления любой бухгалтерской отчетности содержатся в законе «О бухгалтерском учете» (который ежегодно пересматривается и дополняется, поэтому при составлении отчета за какой-либо отчетный период нужно тщательно проверять, не устарели ли применяемые нормы и требования).
Поскольку вопросами ведения документов ведает Министерство финансов, нужно учитывать требования Положений и законов данной организации. При этом следует учитывать, что часть требований принята на уровне закона (нормы законов Министерства финансов и утвержденных Положений), соблюдать их нужно в обязательном порядке, а часть требований содержит рекомендательный характер (требования инструкций и методических рекомендаций Министерства финансов), их соблюдение факультативно.
При ведении документов нужно учитывать требования кодексов Российской Федерации: гражданского, налогового и трудового, принимать во внимание нормы Федеральных законов в части, касающейся бухгалтерского учета.
К содержаниюВ отношении же составления консолидированной бухгалтерской отчетности действуют нормы, указанные в приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1996 года №112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (учитывать с изменениями и дополнениями от 12.05.1999 года). Состав определен Положением по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Учетная политика предприятия
Бухгалтерская отчетность ведется на основании всей совокупности указанных документов, но не только. Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает для себя порядок ведения документов, составления и предоставления отчетов. Такой порядок называется учетной политикой, должен быть принят и зафиксирован в локальных актах предприятия в обязательном порядке, его нормы и требования ни в коем случае не могут противоречить нормам действующего законодательства, потому что принципы ведения для всех должны быть одинаковыми.
Для чего же в таком случае разрабатывается учетная политика, если нормы для всех одинаковы? Дело в том, что учетная политика создается с учетом специфики компании. Например, какой-нибудь не самой крупной организации в качестве отчетов достаточно будет лишь баланса и отчета о прибылях и убытках, а какой-нибудь группе предприятий следует расписать учетную политику, единую для каждого предприятия, входящего в группу.
К содержаниюКогда составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность?
1. Предприятие, которое влияет на решения, принимаемые дочерними организациями (или предприятиями, входящими в группу), должно составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность.
2. Организация, которая обладает пятьюдесятью одним и более процентами акций АО или пятьюдесятью одним и более процентами уставного капитала ООО, должна составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность.
Нужно отметить важный момент, что в консолидированную бухгалтерскую отчетность головного предприятия и его филиалов включаются сведения о финансово-хозяйственной деятельности тех филиалов, которые функционируют за рубежом. Согласно требованиям законодательства в отношении бухучета, все отчеты должны быть составлены на русском языке и вестись в национальной валюте. Все документы, составленные на иностранном языке, должны быть снабжены подстрочным переводом, а все расчеты переведены в рубли с учетом курса Нацбанка.
К содержаниюОсобенности, которые характерны для консолидированной бухгалтерской отчетности
Консолидированная бухгалтерская отчетность должна:
- предоставлять наиболее полный результат финансово-хозяйственной деятельности группы в целом или главного предприятия и его дочерних организаций;
- исключать показатели финансово-хозяйственной деятельности, совершенной внутри группы или между дочерними отраслями и головной организацией;
- содержать сведения о доли капитала и активов группы, не принадлежащей головному предприятию.
Требования к консолидированной бухгалтерской отчетности
Консолидированная бухгалтерская отчетность должна в первую очередь соответствовать тем же требованиям, что обычная. То есть содержать полную, достоверную, сопоставимую, целостную, измеряемую, рациональную, непротиворечивую и последовательную информацию – не только в общем сводном отчете, но и в итоговых отчетах каждой дочерней компании или организации из состава группы.
Помимо общих требований есть специфические, а именно:
- устанавливаются единые методы оценки каждой статьи отчетности для каждого предприятия группы или каждой дочерней структуры;
- каждое предприятие группы или каждая дочерняя структура формируют отчет в те же сроки за тот же период, что и головная организация. Все компании и структуры передают свои итоговые отчеты в головную организацию в один день;
- язык и валюта расчетов едины для каждого дочернего подразделения или предприятия группы;
- консолидированная отчетность содержит сведения обо всех хозяйственных операциях, активах, пассивах, доходах и расходах каждой дочерней структуры или компании группы, а также о головной организации.
Принципы формирования консолидированной бухгалтерской отчетности
Поскольку консолидированная бухгалтерская отчетность, как упоминалось, представляет собой единый сводный отчет, отражающий деятельность группы предприятий или предприятия и его филиалов (дочерних структур) как единого целого, она не должна содержать взаимоисключающих или дублирующих сведений. На практике это означает, что из общего сводного отчета исключаются все данные о сделках и передаче средств, совершенных внутри группы либо между филиалами.
Также из общего консолидированного отчета исключаются любые сведения о финансовых вложениях головной организации в любой филиал или предприятие группы.
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: