Государственное регулирование малого бизнеса: Россия, наше время
Грамотное государственное регулирование малого бизнеса представляет собой выработку и внедрение различного рода механизмов его поддержки. Все они направлены на увеличение эффективности развития данной отрасли.
Содержание статьи
Виды механизмов
Помощь в развитии, которую оказывают государственные институты, относится к категории централизованных механизмов поддержки. Она заключается в стимулировании предпринимательской деятельности людей в соответствии с конкретными целями. Они определяются с учетом интересов обеих заинтересованных сторон — бизнеса и государства. При этом главным ориентиром выступает состояние, в котором находится экономика.
Децентрализованные механизмы поддержки — всевозможные формы саморегулирования среднего и малого бизнеса (СМБ), а также его адаптация к постоянно изменяющимся условиям рынка.
К сожалению, в нашей стране неразвитость взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и непрозрачные условия ведения бизнеса являются ограничителями для децентрализованных механизмов, хотя они характеризуются более высокой эффективностью, нежели централизованные.
К содержаниюЗадачи государственных институтов
В рамках государственного регулирования деятельности российского малого бизнеса различными ведомствами страны выполняются действия, позволяющие достичь следующих целей:
- постоянное развитие СМБ в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, способствующее формированию среднего класса общества;
- создание идеальных условий для осуществления предпринимательской деятельности;
- увеличения числа самозанятых граждан;
- разработка и последующее внедрение мероприятий, которые позволят нарастить долю участия СМБ в процессе формирования валового продукта (регионального и внутреннего), а также в доходах бюджета (федерального, местного).
Очень важно, чтобы система регулирования, применяемая государством, соответствовала поставленным целям и имела необходимые показатели — организационные, концептуально-программные, функциональные.
К содержаниюСодействие бизнесу на законодательном уровне
В ноябре 2008-го года по распоряжению Владимира Путина — занимающего в тот момент пост Председателя Правительства РФ — была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Концепция).
В документе указывается, что одним из главных элементов экономической политики страны выступает содействие развитию субъектов хозяйствования. Благодаря ему появляется возможность решить ряд долгосрочных социальных задач и поддерживать на рынке здоровую конкуренцию.
Как следует из текста Концепции, улучшение бизнес-климата может быть достигнуто за счет:
- Преобразования отраслевой структуры компаний (малых и средних).
- Ряда мероприятий, которые позволят обеспечить увеличение количества предпринимателей в означенных временных рамках (до 2020-го года число субъектов предпринимательской деятельности должно увеличиться до 6 000 000 человек).
В течение последних нескольких лет в большинство законов о малом бизнесе были внесены изменения, существенно упрощающие его ведение в РФ. В частности, речь идет о следующих нововведениях:
Федеральный закон | Изменения | Примечание |
N 78-ФЗ | Появление бизнес-омбудсменов | Предоставляют услуги по защите интересов ИП перед госструктурами (судами, надзорными органами) |
N 292-ФЗ | Сократились расходы на ведение бухгалтерского учета | Субъекты малого бизнеса получили возможность использовать упрощенную систему ведения бухучета |
N 44-ФЗ | Малый бизнес получил доступ к госзаказу | До 15% увеличилась доля муниципальных и государственных закупок, повышена начальная стоимость контракта (предельная), стало использоваться «правило 2-ой руки» |
N 39-ФЗ | Принципы, определяющие цены для целей налогообложения (н/о), стали более совершенными | Сумма НДС продавца может уменьшаться на размер поощрения или премии, выплаченной покупателю |
N 94-ФЗ | Применение патентной системы н/о | Патент заменяет собой уплату нескольких налогов (используется ИП, если штат сотрудников составляет 15 и менее человек) |
N 194-ФЗ | Усовершенствованы способы защиты товарных знаков | Незаконное использование чужих товарных знаков карается штрафом, что способствует сокращению убытков пострадавшей компании и снижает недобросовестную конкуренцию. |
Изменения вносились и в базовый закон о малом бизнесе — № 209-ФЗ. Наиболее свежие произошли в июле текущего года. Их можно разделить на две группы:
- Касающиеся критериев, согласно которым юрлицо может быть отнесено к категории малого и среднего предпринимательства (МСП).
- Регламентирующие работу Федеральной корпорации по развитию МСП.
В первом случае мы говорим об увеличении периода, в течение которого организация имеет право сохранять статус субъекта МСП, а также порога участия в капитале СМБ иностранных компаний и российских субъектов хозяйствования, не являющихся представителями МСП.
Во втором — о создании института поддержки СМБ в лице соответствующей корпорации. В ее функции, в частности, входит координация деятельности инфраструктуры и разработка схем оказания финансовой помощи участникам рынка. То есть речь идет о создании достойных условий для всестороннего развития предпринимательства в Российской Федерации.
Кроме того, с 01.01.2016 в соответствии с законом, принятым Госдумой, малый бизнес — ИП и юридические лица — в течение трех лет будет освобожден от плановых проверок. «Надзорные каникулы» не предусмотрены для сфер, связанных с безопасностью (радиационной, пожарной, экологической, промышленной) и государственной тайной.
К содержаниюФонд помощи малому бизнесу: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: