Основные виды критериев отнесения предприятий к малому бизнесу
Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу имеют как сугубо научное, так и практическое значение. Государственные органы несут ответственность за разработку критериев и воплощение их в жизнь. Также эти требования влияют на вопросы отнесения предприятий к определенным видам бизнеса.
Содержание статьи
В чем принципиальная разница
В каждом государстве существуют свои требования к определению вида бизнеса. Однако из всех имеющихся факторов один является общим и наиболее универсальным – это среднесписочная численность персонала. Именно с помощью этого показателя можно наиболее точно охарактеризовать предприятие и отнести его к малому, среднему либо крупному бизнесу.
Что относится к малому бизнесу в РФ? В большинстве случаев считается, что если предприятие работает по «упрощенке» (УСН), то оно считается малым, но это ошибочное мнение.
Малым предприятием (МП) может быть не только юридическое лицо, но и физическое, так называемый индивидуальный предприниматель. Законодательство РФ относит к субъектам малого бизнеса:
- потребительские кооперативы;
- коммерческие фирмы;
- индивидуальных предпринимателей (ИП).
Для того, чтобы определить, к какому виду относится любимое дело, необходимо более тщательно изучить критерии отнесения к малому бизнесу.
К содержаниюПеречень категорий
Перечень требований, определяющих статус и размер субъекта хозяйствования (СХ), можно найти в таких законодательных актах, как:
- ФЗ № 209 от 24 июля 2007 года;
- ФЗ № 156 от 29 июня 2015 года.
Именно последний акт содержит в себе критерии отнесения предприятий к малому бизнесу в 2018 году. Этот документ значительно расширил круг СХ, которые могут быть отнесены к малым, тем самым увеличив границы поддержки российским государством малого и среднего бизнеса.
К содержаниюЭто событие обязательно положительно отразится на будущем развитии экономики страны, так как почти 80% ВВП государства с развитой экономикой создают именно представители малого и среднего предпринимательства.
Принципы разработки критериев
Разработка каких-либо фундаментальных понятий обязана руководствоваться четкими принципами. В данном случае к ним относятся:
постоянство требований;
- объективность;
- дифференцирование количественных значений критериев в зависимости от их отраслевой или иной принадлежности;
- простота в понимании и использовании требований;
- сумма заявленных критериев для одного предприятия не должна превышать три.
В экономической науке количество подобных принципов значительно больше, но здесь были перечислены основные.
К содержаниюЭтапы формирования
Первые критерии малого бизнеса в России были определены в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда считалось, что для определения статуса СХ нужно было узнать периодически меняющуюся численность персонала.
До середины девяностых было принято считать, что малым предприятием считается только то, у которого среднесписочный штат не превышает 200 человек. Этот критерий мог меняться в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия.
Статья 4 ФЗ № 209 содержит в себе положения о том, какое предприятие может быть признано малым, а именно:
- Общая доля государства, его субъектов, иностранных организаций и граждан, муниципальных образований, религиозных и общественных объединений, а также благотворительных организаций и фондов, не относящихся к субъектам МП, в уставном капитале не должна быть более четверти от общей суммы (до 25%).
- Средняя численность персонала за прошедший год не может быть более сотни. Для микропредприятий этот показатель не должен быть более 15 человек.
- Сумма выручки от реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ за предыдущий год не может быть больше суммы в 800 млн. рублей.
Последние два требования должны выполняться и для субъектов, именующихся ИП.
В 2015 году критерии малого бизнеса были изменены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года.
Теперь для организаций и предпринимателей, относящихся к микропредприятиям, а также к малому и среднему бизнесу, предельная величина выручки должна составлять (без учета налога на добавленную стоимость):
- для микропредприятий – не больше 120 млн руб.;
- для малых – не больше 800 млн руб.;
- для средних – не больше 2 млрд руб.
Обратите внимание, что категория субъекта меняется, если происходит увеличение или сокращение предельно допустимых значений, указанных выше, в течение трех, следующих друг за другом, лет. Критерии малого бизнеса никоим образом не зависят от выбранной организацией системы налогообложения.
К содержаниюПодтверждение статуса фирмы
Несмотря на принятие новых критериев, в России не предусмотрен отдельный вид учета малых СХ. Этот статус не может быть подтвержден какими-либо документами. Подтверждается факт принадлежности к микро- или малому предпринимательству только соответствием субъекта бизнеса установленным критериям.
Выручка должна подтверждаться налоговыми регистрами. Если МП находятся на «упрощенке», то такими регистрами являются книги учета доходов и расходов. Помимо этого, необходим расчет численности работников компаний.
Эти два показателя нужно регулярно отслеживать, не только для того, чтобы проверить, к какому виду бизнеса относится предприниматель или организация, но и для того, чтобы сохранить специальный режим налогообложения.
К содержаниюКак начать малый бизнес с нуля: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: