Своя кофейня – душевный бизнес
Не правда ли, очень приятно после рабочего дня зайти с друзьями в уютное кафе, угоститься кофе и сладостями, поговорить под тихую расслабляющую музыку? Открыв собственное заведение, вы подарите такую радость ещё множеству людей. Прочитав эту статью, вы узнаете, с чего начать свой бизнес: как открыть кофейню и что делать, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе.
Содержание статьи
Франшиза или собственное дело
В начале пути перед предпринимателями обычно остро стоит проблема, какой формат начинания предпочесть. Казалось бы, зарегистрировать и продвигать новую марку в разы сложнее, чем приобрести франшизу. Но почему тогда тысячи бизнесменов идут по первому пути — и получают значительную прибыль?
В приобретении кофейни как бизнеса у владельца сети есть свои плюсы и минусы. К преимуществам работы по франшизе относят:
- узнаваемость марки — в новую кофейню с известным названием и дизайном клиенты пойдут в первые же дни работы;
- быстрое получение прибыли: у зарекомендовавшего себя франчайзера бизнес обычно налажен и идёт в гору;
- возможность обучаться в процессе ведения дела и обучать своих сотрудников;
- поддержка со стороны франчайзера — чтобы поддержать дочернюю кофейню, организаторы часто устраивают тренинги и консультации, а также на льготных условиях запускают PR-кампании.
Однако перед тем как открыть мини-кофейню по франшизе, следует учесть возможные опасности приобретения. Работа под началом «большого босса» имеет и свои недостатки, такие, как:
- стоимость приобретения — иногда паушальный взнос оказывается неоправданно завышенным, особенно если вы открываете первую кофейню определённой сети в своём регионе или небольшом городе;
- возможные проблемы с выполнением условий договора: зачастую юристы, работающие на франчайзеров, составляют очень сложные договоры, так что, подписывая их, вы рискуете лишиться части прибыли;
- постоянный жёсткий контроль над дочерней кофейней;
- довольно скромные возможности для дальнейшего развития.
В целом приобретение бизнеса по франшизе — довольно перспективная идея. Но давайте сейчас разберёмся, как открыть кофейню с нуля под собственной маркой и правильно оформить все разрешительные документы.
К содержаниюРегистрация
Что нужно, чтобы открыть кофейню? Конечно, подходящее помещение. Все нюансы выбора съёмной площадки мы рассмотрим чуть позже, однако, что касается документации, то у вас на руках обязательно должен быть договор с арендодателем. Впрочем, некоторые предприниматели идут по более сложному пути и переоборудуют под кофейни помещения, изначально не задуманные как место для заведения общепита.
Если вы решились на это, заручитесь разрешительными бумагами от всех необходимых инстанций: пожарные, работники электросетей, СЭС и прочие уполномоченные заботиться о безопасности и здоровье граждан инстанции должны зафиксировать, что на вашей площадке ничто не угрожает жизни и здоровью клиентов.
Если вы хотите построить бизнес не на мини-кофейне, где напитки выдают только с собой, а обустроить площадку для отдыха, тогда вам потребуется заручиться ещё несколькими договорами. Это должны быть соглашения с фирмами, которые вывозят мусор, утилизируют люминесцентные лампы, чистят униформу ваших сотрудников, проводят дезинфекцию вентиляционных систем.
Что касается заключительного этапа подготовки — собственно оформления ИП или ООО – к моменту подачи заявления нужно получить и подготовить:
- разрешение от Роспотребнадзора;
- разрешение от пожарной службы;
- разрешение от СЭС;
- лицензию на розничную торговлю;
- при необходимости — лицензию на реализацию алкоголя;
- патент из органов местного самоуправления.
Зарегистрировать фирму в арендованном помещении, изначально предназначенном под ваши цели, намного легче, чем оформить документацию с нуля. Что касается расходов времени и денег, процедура получения документов займёт не менее одного месяца, на протяжении которого вы заплатите 2 500 рублей либо немногим больше. Однако если вы хотите приобрести лицензию на алкоголь, учтите — она стоит 50 000 рублей.
К содержаниюФинансовый вопрос
Многие бизнесмены-энтузиасты, узнав, сколько стоит открыть кофейню, отказываются от своей идеи и рассматривают более бюджетные варианты либо ищут инвесторов, соучредителей и бизнес-ангелов. Действительно, открытие собственного заведения — дело весьма затратное.
Начинать «кофейный» бизнес, имея менее 1 000 000 рублей, нецелесообразно.
Эта сумма пойдёт на выплаты по следующим расходным статьям:
- аренда помещения;
- получение лицензии, оформление документов;
- оборудование;
- ремонт помещения (включая установку мебели);
закупка продуктов;
- заработная плата для персонала;
- PR-кампания.
Учитывая непредвиденные расходы, лучше сразу заготовить порядка 1 200 000 рублей, а если вы открываете кофейню в мегаполисе, готовьтесь умножить сумму на два. Впрочем, при успешном ведении дел начинание окупится за 2–3 года, и вы начнёте получать значительную прибыль.
К содержаниюО стоимости франшизы
Если вы хотите сэкономить на первоначальных взносах и приобрести франшизу не самой раскрученной кофейни, сразу же пропускайте предложения от известных по всей стране и тем более по всему миру компаний, таких, как Starbucks и «Шоколадница». Открытие такой кофейни как бизнес потребует от вас огромных вложений — не менее 10 000 000 рублей. А вот более скромные марки, такие, как RED CUP или «Гурмэ», готовы предоставить право на управление новым заведением всего за 300 000 рублей.
К содержаниюПомещение
Итак, вы решили не связывать себя обязательствами с франчайзером и собираетесь открыть с нуля маленькую кофейню под собственной маркой? Для начала вам нужно подыскать подходящее помещение, где можно разместить хотя бы 20 клиентов — для этого нужно примерно 60 м2 пространства. Неплохой вариант — найти местечко на первом этаже жилого дома, но тогда следует позаботиться, чтобы у стен была звукоизоляционная прослойка.
К содержаниюЛокация
Конечно же, для открытия заведения общепита подойдёт не любое помещение. Главное требование к площадке — хорошая проходимость. Кофейня будет пользоваться популярностью, если её расположить:
- рядом с метро;
- неподалёку от офиса или общеобразовательного учреждения;
- на пересечении оживлённых пешеходных дорог;
- в большом торговом центре.
Есть и альтернативный путь, который выбирают желающие открыть кофейню класса люкс: эти бизнесмены ищут и арендуют колоритное здание в тихом, достаточно удалённом от центра месте. В такие заведения ходят состоятельные люди, которые готовы платить больше не только за напитки и угощения, но и за тишину, покой и уют.
К содержаниюОтделка
Перед тем как открыть маленькую кофейню, нужно обязательно сделать в помещении качественный ремонт: безликое заведение не выдержит конкуренции, не побудит клиента зайти на чашечку кофе второй и третий раз. Оформляя кофейню, руководствуйтесь определённым стилем.
Среди популярных на сегодняшний день направлений выделяют следующие:
- ретро;
- хай-тек;
- морской стиль;
- деревенский стиль;
- английская классика.
Персонал
Небольшие заведения, особенно кофейни, предлагающие напитки навынос, не требуют значительного количества персонала. На первых порах вам потребуется нанять:
- администратора;
- бухгалтера (может работать удалённо);
- двух-трёх официантов;
- посудомойщицу;
- уборщицу.
Продвижение
Разработать концепцию и бизнес-план — это ещё полдела; но как открыть кофейню и сделать ее успешной? Здесь не обойтись без привлечения специалистов. Создайте и продвигайте группы в социальных сетях, заказывайте контекстную рекламу, распечатайте побольше листовок. И не забывайте про специальные предложения: «счастливые часы», скидки, клубные карты — проводить эти акции очень важно, особенно на первых порах.
К содержаниюОткрываем кофейню: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: