Бизнес в кризис: развиваться нельзя сокращаться
Кризис быстрыми темами охватывает нашу страну. И с нарастанием паники более заметным становится массовое непонимание того, где остановится процесс падения, и что необходимо делать, чтобы избежать деградации и сохранить развитие бизнеса в условиях кризиса.
Содержание статьи
В поисках выхода
Что такое, по большому счету, кризис? Простыми словами, это ситуация, когда ранее применяемые методы ведения дел уже не способствуют достижению положительного результата. Именно это сейчас наблюдается. Целые отрасли и рынки – строительный, финансовый, металлургический, фондовый и другие – замерли в неведении, что и как теперь делать.
Предлагаемых альтернатив совсем немного: просить помощи или переждать.
Рассмотрим более детально, какие действия предпринимателей подразумеваются под каждой из них.
К содержаниюПросить о помощи
Самая пассивная стратегия. Согласно статистике, тех, кто просит о помощи, наибольшее количество. И причина тому совершенно банальна – это самая удобная с психологической точки зрения стратегия. Потерпевшие ни в чем не виноваты и чтобы выйти из кризиса, им ничего делать не надо, – все обязаны сделать те, другие- спасатели.
Кроме того, и просят-то, как правило, совсем немного: создать такие же, как раньше, условия, когда проблем с реализацией продукции не существовало. Остальное потерпевшие смогут сделать сами, включая и дележ прибыли, возникшей от возврата старых добрых времен.
Кстати, обычно потерпевшие не усматривают оснований платить за помощь. Она должна быть оказана бескорыстно, ради всеобщего блага.
Никаких рекомендаций взывающие о помощи не хотят даже и слушать. «Не нужно учить меня жить, лучше материально помогите поднять бизнес в кризис» – так вполне можно перефразировать известный всем тезис, и он будет выражением мнения многих, считающих себя пострадавшими от спада в экономике России.
К содержаниюПереждать
Такая позиция является более активной, но, чтобы дождаться, требуется временно научиться выживать на скудные доходы. Как следствие, все излишнее отправляется «за борт». Спешно проводятся масштабные сокращения расходов на:
- персонал;
- деловую активность;
- развитие.
Чтобы сохранить бизнес в кризис, происходит постепенный отказ от инновационных проектов. Сокращение расходов распространяется и на необходимость освоения новых рынков, ведь пока важнее всего удержать традиционные позиции.
После первой волны увольнения сотрудников бизнесмены почему-то ожидают, что оставшиеся не будут думать о том, что далее последует и их увольнение, а станут с еще большим энтузиазмом делать не только свою работу, но и выполнять обязанности ушедших. Совершенно очевидно, что подобная политика сможет предоставить компании только временную передышку, лишив ее одновременно перспектив будущего роста, если не существования вообще
К содержаниюКакую позицию выбрать
Обе рассмотренные стратегии являются самыми массовыми в России, впрочем, как и во всем мире. Невозможно подсчитать тех, кто требует от общества и власти помощи. Также многочисленны ряды бизнесменов, бросившихся сокращать свою деловую активность, дабы пережить кризис.
Но хуже всего то, что ни у одной из стратегий нет будущего:
- даже бы у страны ресурсы были велики, на всех, просящих поддержки, их все равно бы не хватило;
- если бизнесмены по всей стране, сокращая расходы, будут выгонять миллионы работников на улицу, то кто будет кормить эту армию безработных? И если вокруг вас безработные, кто будет покупать вашу продукцию, чтобы вы переждали кризис?
Что же тогда делать? Первым делом необходимо вспомнить, что приводит к возникновению кризиса. Самыми массовыми причинами являются:
- устаревание товарных линеек;
- неправильное управление;
- изменения во внешнем окружении.
Жизнь без кризисов возможна только теоретически, поскольку все процессы в мире непрерывно изменяются, меняя тем самим все вокруг себя. Правильное управление может смягчить подобные процессы, но никак не свести их к нулю.
Не стоит отделять себя от сложившейся кризисной ситуации – ваша вина в той или иной степени в этом также есть. Если не в том, что изменились внешние обстоятельства, то хотя бы в том, что вы оказались к ним не готовы.
Нужно принимать все изменения как невозвратимые и придерживаться самой выигрышной стратегии во время кризиса – стратегии развития.
К содержаниюРазвитие бизнеса в кризис
Главная особенность такой позиции – сегодня создаются условия, завтра будет успех. У стратегии развития выделяют два варианта реализации: динамический и статический.
Динамическая (внешняя) стратегия подразумевает проведение компанией активной политики прежде всего во внешней среде. Это:
- активный поиск на рынке новых возможностей;
- продвижение новых товаров;
- освоение новых рынков и т.п.
Также осваиваются виды бизнеса, устойчивые к кризису, после чего менее успешное детище бизнесмена либо сливается с более успешным либо поглощается им. Речь в целом идет о решительных и быстрых действиях для скорого получения результата.
Статическая (внутренняя) стратегия ориентирована на поиск новых возможностей внутри компании. Суть такого подхода заключается в активном изменении компании для соответствия возникшим условиям:
- разработка новых товаров;
- поиск внутренних резервов;
- управление ассортиментом;
- реинжиниринг и т.п.
Нельзя сказать, что какая-то из стратегий развития лучше, другая – хуже. Динамическая стратегия позволит быстрее увидеть результат. Зато статическая обеспечит преимущества на длительном отрезке времени. Выбор за предпринимателем, важно только не бездействовать.
К содержаниюЧем кризис хорош для старта
В китайском языке слово «кризис» обозначают два иероглифа, которые означают «опасное время» и «время возможностей». Так вот как раз для начинающих предпринимателей во время кризиса в стране открываются новые пути развития за счет того, что не выдержавшие трудностей фирмы прекращают деятельность.
Начать бизнес в кризис будет выгодным за счет того, что:
- снизилась конкуренция;
- открытие дела будет сопровождаться меньшим количеством денежных затрат: дешевеет аренда, появляются выгодные условия по приобретению офисной мебели и техники, поставщики более сговорчивы и т.д.;
- заполучить квалифицированных специалистов можно на очень выгодных условиях;
- открываются возможности практически в каждой нише на рынке.
Не стоит упускать из виду еще и такой немаловажный фактор, как изменение потребительского настроения и спроса. Очень часто из-за этого происходит возникновение новых рыночных ниш, а, следовательно, и области для развития. Главное – вовремя уловить такую тенденцию, понять, в чем нуждается рынок в целом и каждый потребитель по отдельности.
К содержаниюБизнес в кризис – 5 советов: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: