Инвестиции в российский малый бизнес: особенности, проблемы, перспективы
Кризис и санкции на импорт создали уникальные условия для развития мелкого предпринимательства. Однако множество перспективных идей и бизнес-планов остаются нереализованными в связи с отсутствием средств — недоступностью кредитов и отсутствием вложений, которыми называют инвестиции в малый бизнес.
Содержание статьи
Проблемы малого бизнеса
Ст. 15 ФЗ «О развитии МСП в РФ» № 209 возложила обязательства по созданию инфраструктуры для его поддержки на правительство, муниципалитеты и корпорацию развития малого и среднего предпринимательства. Она должна включать, среди прочего, акционерные и закрытые паевые инвестиционные фонды.
Однако рынок инвестиций для малого бизнеса до сих пор не сформирован. Причиной неэффективности правительственных мер стала их направленность:
- Государство побуждает бизнесменов разрабатывать новые продукты для рынка, спрос на котором недостаточен.
- Формированию спроса не благоприятствует структура отечественной экономики, ее сырьевая направленность и необоснованная монополизация.
- Промышленные гиганты и крупные корпорации не формируют вокруг себя среду для развития микробизнеса, как это происходит на Западе.
Актуальность инвестирования в малый бизнес
Грянувший кризис ударил по крупным игрокам рынка. Многие предприятия свернули проекты развития, избавились от части персонала. Совместно с санкциями на импорт это создало для мелкого предпринимательства нишу, которая ранее была ему недоступна.
Малый бизнес не требует больших вложений и обеспечивает высокую скорость оборота денежных средств.
Он является оптимальным инструментом реструктуризации экономики, способен сформировать и насыщать рынок потребительских товаров. Инвесторы для малого бизнеса должны учесть, что принять меры для сохранения уже начатого бизнеса гораздо проще, чем развивать его с нуля после кризиса.
К содержаниюКредитование или инвестирование
ФЗ № 39 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиции как вложения в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли либо достижения иного полезного результата.
Инвестирование в малый бизнес отличается от кредитования по следующим признакам:
- объект вложений: финансовые учреждения предоставляют кредиты только денежными средствами; инвестицией может быть имущество, ценные бумаги, имущественные права;
- степень риска: кредит и проценты необходимо вернуть независимо от прибыльности проекта; инвестированный капитал возвращается и приносит доход только в случае прибыльности проекта;
- доходность: доход банка установлен наперед; прибыль инвестора успешного проекта сопоставима с риском, который он несет.
Кредитование малого и среднего бизнеса в России бурно развивается. В связи с кризисом ставки по кредитам упали до приемлемых. Однако ряд проблем остаются неразрешенными:
- Кредиты выдаются под залог недвижимости субъекта хозяйствования или его собственника. Заимствования под залог товарных запасов, оборудования или сырья не представляются возможными ввиду сложности их реализации.
- Срок кредитования ограничен тремя годами, заимствование на больший период возможно только по завышенной ставке.
- Экспресс-кредитование для малого и среднего бизнеса отсутствует, срок рассмотрения заявки длится от недели до нескольких месяцев.
В подобных условиях у многих мелких субъектов хозяйствования нет шансов привлечь финансирование в свой бизнес иначе, чем посредством прямых инвестиций.
К содержаниюУсловия инвестирования мелкого бизнеса
Сложности получения банковской ссуды на развитие предпринимательства общеизвестны. Учитывая степень риска невозврата средств, заполучить частные инвестиции в малый бизнес — еще более сложная задача. Однако бывают исключения.
Нужно понимать, что банк — это крупное бюрократичное учреждение. При этом:
- банк заинтересован исключительно в своевременном возвращении кредита и процентов, доходность проекта в целом его не интересует;
- сотрудник банка выдает в качестве ссуды не личные средства, а деньги компании;
- кредитный менеджер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за выдачу кредита в формально ненадлежащих условиях, но не за его невозвращение.
С частным инвестором ситуация противоположная:
- он ориентирован на результат;
- уделяет большое значение человеческому фактору;
- принимает решения, руководствуясь бизнес-интуицией на уровне «верю-не верю».
Инвестиции удается привлекать даже компаниям, шансы которых получить кредит на приемлемых условиях стремились к нулю:
- стартапы, в активах которых исключительно идеи и научные разработки;
- самые мелкие субъекты предпринимательства — микропредприятия;
- новые структуры, работающие на рынке менее года;
- нерезиденты РФ;
- предприятия, ведущие упрощенную бухгалтерию;
- фирмы, не способные предоставить залог или поручителя.
Поиск инвестора
Представители бизнес-среды часто задаются вопросом, где найти инвестора для малого бизнеса. Единого рецепта нет, однако существует несколько проверенных вариантов:
- использовать личные знакомства и связи;
- участвовать в тематических выставках и презентациях;
- изучить спрос на рынке и напрямую делать предложения крупным компаниям – потенциальным потребителям конечного продукта;
- обратиться в территориальный орган власти по поддержке некрупного бизнеса, например, в Москве это Департамент поддержки и развития МСП, в Санкт-Петербурге — Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
Инвестор для малого бизнеса готов вкладывать средства только в проект компании, работающей прозрачно. С целью самопрезентации необходимо разработать инвестиционное предложение — документ, наглядно демонстрирующий:
- доходность вложения;
- возможность выведения активов в оговоренные сроки.
Формы инвестирования
Международная практика знает два основных способа привлечения инвестиций:
- долговое финансирование, когда инвестиция оформляется в качестве ссуды;
- инвестирование в уставный капитал.
Для России характерен только второй из них. Причем в силу особенностей менталитета и меньшей цивилизованности инвесторы:
- требуют контрольный пакет акций либо долю в уставном фонде 50%+;
- вмешиваются в решение текущих дел;
- навязывают предпринимателю как минимум одного специалиста, который будет изнутри отслеживать движение средств;
- желают получать регулярные (иногда даже помесячные) отчеты;
- заинтересованы в получении дивидендов, а не в капитализации годовой прибыли;
- часто имеют не долгосрочный, а спекулятивный интерес и перепродают свою долю капитала.
Несмотря на все трудности, инвестирование малого бизнеса в России развивается, и часто является единственной возможностью развития для субъектов некрупных субъектов хозяйствования. А в условиях кризиса и санкций тенденция оттягивания инвестиций сектором малого бизнеса от крупного будет только усиливаться.
К содержаниюГде взять деньги на бизнес когда их нет: Видео
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ваш комментарий: