Регистрация Вход

Методы управления малым бизнесом

Как показывает практика, не всегда успешные бизнесмены являются отличными руководителями. Собственники бизнеса чаще держат ориентир на получение дохода, тогда как вопросам организации функционирования предприятия уделяется меньше внимания. А зря, ведь правильное управление малым бизнесом является залогом дальнейшего развития дела.

Практические методы управления малыми предприятиями

Методы управленияИзначально общую задачу эффективного управления малыми формами бизнеса необходимо разделить на отдельные компоненты, которые, взаимодействуя в совокупности, позволяют достичь желаемого результата.

Итак, в надлежащем менеджменте нуждаются следующие группы активов:

  • создание фирменного названия, торговой марки и системы управления этими направлениями;
  • составление управленческой структуры компании, распределение круга полномочий и обязанностей работников;
  • управление персоналом;
  • управление финансовыми потоками;
  • управление клиентскими группами;
  • формирование корпоративной культуры;
  • управление маркетингом и рекламой;
  • управление инновациями;
  • развитие (продвижение) корпоративного интернет-ресурса.

Приведем краткую характеристику некоторых из перечисленных направлений.

К содержанию

Создание наименования фирмы и сопутствующих ему элементов

Совершенно очевидно, что каждое предприятие должно иметь название. Подобная необходимость нивелирована только в теневом бизнесе, где фирмам либо совсем не дают наименований с целью конспирации либо называют их чужим именем.

Для ведения легальной предпринимательской деятельности потребуется придумать для своей фирмы запоминающееся название и сопутствующие ему имиджевые элементы.

Сделать это можно самостоятельно или с привлечением квалифицированных специалистов.

Выполнение этой задачи необходимо для осуществления таких важных процессов:

  • создание предприятию узнаваемости;
  • для отграничения бизнеса от конкурентов;
  • для рекламных кампаний.

Отсутствие таких индивидуальных компонентов, как наименование, корпоративные цвета, торговая марка сделает практически невозможным формирование положительного имиджа компании и ее позиционирование на рынке.

К содержанию

Управленческая структура

СтруктураПри проектировании структурных элементов компании следует отталкиваться от ответов на следующие вопросы:

  1. Каковы основные компоненты предприятия.
  2. Какие компоненты лучше обособить, а какие соединить.
  3. Какой формы и какого размера предпочтительнее делать компоненты.
  4. Какие между ними установить отношения.

С учетом важности определения организационной структуры для успеха компании необходимо принять ко вниманию признаки оптимальной структуры и то, какие факторы на нее влияют.

ПризнакиФакторы
Небольшого размера подразделения с квалифицированными работникамиТехнология
Небольшое количество руководящих уровнейВнешнее окружение
Наличие групп специалистовОбщий размер фирмы
Быстрота реакции на измененияКвалификация персонала
Низкие затратыСформировавшаяся структура
Высокая производительностьОтлаженная система решений

Поскольку большинство предприятий малого бизнеса в России функционирует как единоличное владение, в котором главным распорядителем является владелец компании либо уполномоченное им лицо, зачастую задача внутрифирменного управления сводится к необходимости выбора заместителя и определению перечня обязанностей для сотрудников.

Все главные функции менеджмента по контролю, мотивации, планированию и организации повседневной работы выполняются собственником предприятия. И это вполне естественно, ведь при численности работников в 10-12 человек не представляется возможным формирование отдельного подразделения из каких-либо специалистов – к примеру, в отдел сбыта, маркетинга либо бухгалтерии.

К содержанию

Управление персоналом

Выдача задачУправление предприятием малого бизнеса в направлении организации работы человеческих ресурсов должно быть для руководителя первостепенным заданием. Здесь выделяют самые различные подходы, которые позволяют получить совершенно неоднозначные результаты.

Для простоты анализа акцентируем внимание на двух наиболее полярных моделях малого предпринимательства, обозначенных по МакГрегору как модель Х и модель У.

Характерные черты моделей по МакГрегору

Модель Х (автокритичная)Модель У (демократичная)
Изначально люди не любят работать и не упустят возможности избежать выполнения поставленных задач. Труд – естественный процесс. При благоприятных условиях люди не только примут ответственность, но и будут стремиться к ней.
У людей отсутствует честолюбие, они стараются избегать ответственности, предпочитая быть в подчинении.Приобщенные к организационным целям люди будут использовать самоконтроль и самоуправление.
Люди в наибольшей степени нуждаются в защищенности.Приобщение – это функция вознаграждения, связанного с достижением определенной цели.
Заставить людей работать можно, используя контроль, принуждение и угрозу наказания.Способность к неординарному решению проблем присуща каждому, просто обычно интеллектуальный потенциал человека используется только частично.

Выбор той или иной модели управления или их комбинации – дело владельца бизнеса. Здесь стоит только добавить, что больше половины предприятий малого бизнеса прекращают свою работу именно по причине плохого внутрифирменного менеджмента.

К содержанию

Финансовые потоки и управление ими

Финансовый менеджмент малого бизнеса должен быть ориентирован на предупреждение ошибок в:

  • ценообразовании;
  • определении величин расходов;
  • калькуляции себестоимости товаров/услуг;
  • командировочных затрат;
  • потребности в заемных ресурсах.

Разработка систем управленияИзвестно немало примеров, когда малые предприятия приходили к банкротству из-за таких, казалось бы, второстепенных вещей, как чрезмерные премиальные и зарплаты владельцу фирмы, аренда дорогого офиса, переплаты за банковские ссуды или просрочки платежей, отсутствие бюджетирования. Самая оптимальная стратегия на стадии стартапа – жесткая экономия на всем без ущерба для функционирования предприятия.

К содержанию

Маркетинг и реклама

Развиваться любой бизнес будет, только если потребитель узнает о нем. Более того, важно не просто, чтобы знал, а чтобы у него возникло желание приобрести товар/воспользоваться услугой. Для этого требуется реклама.

Прояснить то, что хотят потребители и какой должна быть реклама, – задача маркетинга.

Маркетинг для малых предприятий – одновременно простое и сложное дело. Простое – поскольку владелец и сотрудники фирмы находятся в повседневном контакте с партнерами и потребителями, им известно, что нужно последним, как изменяются их запросы и вкусы.

В то же время, без специальных исследований с целью выявления особенностей клиентской аудитории и потребительских тенденций маркетинг превращается в довольно сложное дело.

Совокупность управления всеми описанными направлениями бизнеса, не забыв уделить внимание формированию клиентской базы и выводу предприятия на онлайн рынок, – задача необычайно сложная и объемная, требующая больших знаний, энергии и целеустремленности. Но, при большом желании, осуществимая.

К содержанию

Управление бизнесом. Пирамида управления: Видео

Была информация интересна или полезна?
Да0
Нет3

Поделиться в соц. сетях

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Ваш комментарий:

Задать вопрос