закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
Регистрация Вход
Главная » Бизнес » О бизнесе » Применение показателей эффективности бизнес-процессов как способ достижения конкурентного преимущества на рынке
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74997034105 (МСК), +78123096807 (СПБ)

Применение показателей эффективности бизнес-процессов как способ достижения конкурентного преимущества на рынке

На отечественном рынке можно наблюдать ситуацию, когда компании с одинаковой бизнес-стратегией в равных условиях достигают противоположных финансовых результатов. Причина обычно кроется в методике организации внутренней деятельности. Инструментом для ее оценки и улучшения являются показатели эффективности бизнес-процессов.

Сфера применения

Показатели эффективности бизнес-процессовСостав бизнес-процессов внутри компании обусловлен:

  • видами ее деятельности;
  • нуждами клиентуры;
  • желаниями участников, акционеров и инвесторов.

Применение обычных финансовых показателей к внутренним бизнес-процессам не всегда дает возможность установить их реальное состояние.

Кардинально повлиять на внутреннюю деятельность компании удается с помощью показателей бизнес-процессов.

Улучшение способа внутренней организации не может гарантировать компании увеличение продаж или закрепление позиций на рынке. Для достижения этих целей необходимо обойти конкурентов по общей эффективности. Однако налаженный внутренний механизм может стать подспорьем и важным преимуществом в конкурентной борьбе.

Бизнес-стратегия должна отображать цели и нормативы внутренних рабочих процедур, способы удовлетворения ожиданий:

  • клиентуры;
  • вкладчиков и акционеров.

Индуктивный подход (снизу вверх, от общего к частному) позволяет выявить новые процессы, которые помогут компании достичь превосходства на рынке. Каждый из них может быть оценен посредством нескольких параметров, изменение которых позволяет управлять его течением.

К содержанию

Понятие о показателях

Сам термин показателей бизнес-процесса позаимствован, и является калькой с Key Performance Indicators. Названная категория западного менеджмента подразумевает совокупность характеристик деятельности организации, помогающих в достижении стратегических и операционных целей.

Их использование помогает предпринимателю оценить текущее состояние внутреннего управления, построить и реализовать грамотную стратегию управления.

Английское слово performance не поддается однозначной трактовке. Чаще всего переводится как «производительность». Стандарт ISO 9000:2008 разделяет performance на две составляющие:

  • результативность как способность ориентироваться на результат;
  • эффективность – возможность реализовывать цели и планы в условиях действия ограничений касательно сроков, затрат, коммерческой тайны.

Таким образом, показатели эффективности являются инструментом измерения достижения субъектом хозяйствования поставленных целей.

К содержанию

Эффективность и результативность

Эффективность бизнес-процесса – это признак, характеризующий продуктивность использования финансовых и технических ресурсов при решении задач, поставленных руководством компании. Основной целью предприятия является получение прибыли. Однако в определенный промежуток времени она может быть другой: завоевание новых рынков, модернизация производства.

Эффективность работы компании рассматривается как совокупность эффективности всех значимых внутренних процедур. Ее повышение констатируется при улучшении следующих характеристик:

  1. Эффективный бизнесРост прибыли за счет наращивания клиентуры, диверсификации источников дохода.
  2. Сокращение расходов на изготовление продукции или предоставление услуг путем ликвидации сырьевых или товарных запасов, высвобождения неиспользуемого оборудования, производственных и торговых площадей.
  3. Снижение операционных расходов как результат выявленных и устраненных непроизводительных потерь.
  4. Сокращение длительности производственного цикла, времени доставки товара потребителю.

Результативность бизнес-процесса – это соотношение между достигнутыми предприятием результатами и затраченными им ресурсами. Эффективность и результативность тесно взаимосвязаны.

К содержанию

Типология

Методика бережливого производства (lean production) предлагает использовать показатели успешности деятельности и достижения целей, характеризующие:

  • итоговый объем и качество продукта;
  • ресурсозатратность деятельности;
  • функциональность: соответствие реальной процедуры плановому алгоритму;
  • производительность: соотношение издержек и расходов с полученными результатами;
  • эффективность как производную категорию.

Показатели эффективности обычно касаются:

  • стоимости;
  • времени;
  • качества.

При процессном подходе к менеджменту выделяют показатели, характеризующие:

  • стабильность процессов;
  • результативность процедур;
  • целевые показатели эффективности;
  • ключевые операционные показатели;
  • конкурентоспособность продукции;
  • финансовые показатели эффективности.

Все они взаимосвязаны.

Применение показателейФинансовые показатели являются производными и вычисляются, исходя из результатов анализа данных других уровней.

Определяющими в оценке деятельности субъекта хозяйствования являются целевые показатели эффективности. Они отображают достижение целевого результата – получения прибыли. Соответственно, ключевой задачей любого внутреннего процесса компании в итоге является максимальная эффективность при достижении целевого результата.

Остальные группы показателей дают возможность оценить конкурентоспособность продукции и уровень удовлетворенности клиентуры. При этом:

  • показатели результативности базовых и второстепенных процессов используются, чтобы исправить отдельные недочеты в работе компании;
  • операционные показатели дают возможность оценить вариативность деятельности.

Такая модель универсальна. При грамотной адаптации она применима для предприятий любого типа. Ее использование способствует внедрению процессного подхода, направлено на самоусовершенствование субъекта хозяйствования, мобилизацию внутренних ресурсов и скрытого потенциала.

Стадии оценки эффективности внутренней деятельности:

  1. Опрос либо анкетирование клиентуры.
  2. Классификация осуществляемых компанией процессов согласно значимости для конечного потребителя.
  3. Установление степени удовлетворенности потребителя качеством деятельности компании путем сопоставления существующего и ожидаемого качества.
  4. Выявление приоритетных сфер, требующих изменений.
  5. Установление перечня процедур, нуждающихся в незначительной корректировке.
  6. Определение эффективности деятельности по таким показателям, как затраченное время и производственные издержки.
  7. Вычисление процессов, нуждающихся в реинжиниринге по показателю эффективности и по стоимости.
  8. Внесение полученных сведений об эффективности и приоритетности процедур в таблицу для анализа.

Описанные шаги предоставляют субъекту хозяйствования возможность самостоятельно сформировать индивидуальную систему оценки эффективности бизнес-процессов, раскрывающую необходимую информацию и учитывающую особенности сферы и типа деятельности компании.

К содержанию

Как построить эффективный бизнес во время “кризиса”: Видео

Была информация интересна или полезна?
Да0
Нет0

Поделиться в соц. сетях

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Ваш комментарий:

*

code

Задать вопрос