Регистрация Вход
Главная » Бизнес » Малый бизнес » Особенности классификации бизнес-процессов
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74997034105 (МСК), +78123096807 (СПБ)

Особенности классификации бизнес-процессов

Классификация бизнес-процессов – способ упорядочивания бизнес-процессов в зависимости от их особенностей. Большинство ведущих компаний, предпочитая процессную ориентацию, успешно проводят с помощью методов данной классификации полноценный анализ своей деятельности.

Основные способы классификации

Бизнес-процесс – сложное явление, которое имеет множество классификаций в зависимости от того, с какой стороны и в какой сфере он рассматривается. Уместным будет более подробное изучение каждого из видов.

К содержанию

По месту в оргструктуре

КлассификацияДеловые процессы в зависимости от занимаемого ими места в организационной структуре фирмы бывают:

  • горизонтальные – отражают действия компании, происходящие по горизонтали оргструктуры;
  • индивидуальные по горизонтали – описывают задания, выполняемые по горизонтали отдельными организационными единицами (работниками);
  • горизонтальные межфункциональные – показывают деятельность, осуществляемую множеством работников фирмы;
  • вертикальные – представляют собой взаимодействие сотрудников по вертикали организационной структуры;
  • интегрированные – идеальный тандем вертикальных и горизонтальных, так как отражают взаимодействие организационных единиц по обоим направлениям.
К содержанию

По сложности

Классификация бизнес-процессов организации по степени сложности:

  • односложный или монопроцесс;
  • вложенный процесс – вхождение в состав сложного макропроцесса совокупности более простых монопроцессов;
  • связанный – выполнение определенного вида монопроцессов по заранее заданному алгоритму действий.
К содержанию

По предназначению

В зависимости от предназначения они подразделяются на:

  • Основные. Это операционные бизнес-процессы, связанные с производством продуктов. Происходят по горизонтали организационной структуры предприятия. Обеспечивают выполнение существующих операционных заданий, которые тесто связаны с созданием товаров и их реализацией непосредственному покупателю. Именно поэтому они играют важную роль в формировании добавочной стоимости товаров.
  • Вспомогательные бизнес-процессы. Сюда относят горизонтальные поддерживающие процессы, которые обеспечивают своевременное выполнение основных производственных заданий. Они не имеют прямого отношения к произведенным товарам или услугам, но без них невозможно представить реализацию целей, влияющих на создание добавочной стоимости.
  • Управляющие бизнес-процессы. Представители этого вида происходят только по вертикали организационной структуры. Обеспечивают исполнение основных функций менеджмента. Являются своеобразным союзом основного и вспомогательного видов. Обеспечивают формирование стратегии компании.
  • Обеспечивающие бизнес-процессы.
К содержанию

По иерархии

ИерархияВиды деловых процессов в зависимости от их расположения в иерархической цепи целей предприятия бывают:

  • Нижнего уровня. Представляют собой реализацию оперативных заданий компании.
  • Среднего уровня. Основная задача – формирование и выполнение тактических целей.
  • Верхнего уровня. Комплекс мероприятий, направленных на воплощение в жизнь наиболее значимых стратегических целей организации.
К содержанию

По степени детализации

По степени детализации бизнес-процессы бывают следующих видов:

  • Микропроцессы. Они являются наиболее детализированными и выступают единицей измерения более крупных «собратьев».
  • Субпроцессы или процессы среднего уровня. Имеют достаточную степень детализации для описания составляющих деловых процессов среднего уровня.
  • Макропроцессы. Описывают действия, происходящие на верхнем уровне.
К содержанию

По содержанию

Типы процессовВ зависимости от сбалансированной системы показателей фирмы деловые процессы бывают:

  • производственные;
  • финансовые;
  • клиентские;
  • обучающие и прочие.
К содержанию

По функциям

Бизнес-процессы в зависимости от охвата функциональных составляющих:

  • финансовый менеджмент;
  • управление персоналом;
  • логистика и т.д.

Понятие бизнес-процессов и их классификация возникли после нескольких удачных попыток современных компаний определить и упорядочить в строгой последовательности все виды деятельности, осуществляемые компанией.

К содержанию

Обобщающая информация

В соответствии с теорией Портера о цепочке ценностей, все процессы, происходящие в компании, были разделены на:

  • первичные;
  • вспомогательные (поддерживающие).

Некоторые из них, входящие во вторую группу, в дальнейшем трансформировались в отдельный вид – развивающий.

Первичным называется процесс, который является основным и создающим ценности для предприятия.

Подобные процессы пронизывают насквозь всю компанию, начиная с производства товаров и заканчивая их реализацией.

Процедура классификацииВторая группа процессов (вспомогательные) не принимает непосредственного участия в создании добавленной стоимости товара. Однако они необходимы для поддержания основных процессов. Сюда, к примеру, относится менеджмент финансов, управление персоналом.

Процессами развития называют мероприятия, позволяющие создать ценностную цепочку на основном и поддерживающем уровнях. Например, создание нового товара и установление долгосрочных отношений с надежными поставщиками.

К содержанию

Связи между типами процессов

Какова же взаимосвязь между обеспечивающими и управленческими бизнес-процессами? Сложно переоценить важность обеспечивающих бизнес-процессов. Они, в отличие от основных, не способствуют созданию материальных ценностей для компании. Однако без них невозможно поддержание всей инфраструктуры предприятия. Покупатель за них денег не даст, но сама организация без таковых просто не сможет существовать.

Обеспечивающие и управленческие процессы обслуживают внутренних клиентов, к которым относятся сотрудники и структурные подразделения компании. Обеспечивающие бизнес-процессы способны производить товары, реализуемые на внешнем рынке, но такие товары не могут быть отнесены к основному производству. Важной характеристикой подобных процессов является то, что они не имеют никакого стратегического значения, в отличие от управленческих.

К содержанию

Бизнес процессы: Видео

Была информация интересна или полезна?
Да0
Нет0
Стать автором
Стать экспертом

Поделиться в соц. сетях

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Ваш комментарий:

*

code

Задать вопрос



закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x