Регистрация Вход
Главная » Бизнес » Деньги на развитие » Инвестиции в российский малый бизнес: особенности, проблемы, перспективы
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74997034105 (МСК), +78123096807 (СПБ)

Инвестиции в российский малый бизнес: особенности, проблемы, перспективы

Кризис и санкции на импорт создали уникальные условия для развития мелкого предпринимательства. Однако множество перспективных идей и бизнес-планов остаются нереализованными в связи с отсутствием средств — недоступностью кредитов и отсутствием вложений, которыми называют инвестиции в малый бизнес.

Проблемы малого бизнеса

Инвестиции в малый бизнесСт. 15 ФЗ «О развитии МСП в РФ» № 209 возложила обязательства по созданию инфраструктуры для его поддержки на правительство, муниципалитеты и корпорацию развития малого и среднего предпринимательства. Она должна включать, среди прочего, акционерные и закрытые паевые инвестиционные фонды.

Однако рынок инвестиций для малого бизнеса до сих пор не сформирован. Причиной неэффективности правительственных мер стала их направленность:

  1. Государство побуждает бизнесменов разрабатывать новые продукты для рынка, спрос на котором недостаточен.
  2. Формированию спроса не благоприятствует структура отечественной экономики, ее сырьевая направленность и необоснованная монополизация.
  3. Промышленные гиганты и крупные корпорации не формируют вокруг себя среду для развития микробизнеса, как это происходит на Западе.
К содержанию

Актуальность инвестирования в малый бизнес

Грянувший кризис ударил по крупным игрокам рынка. Многие предприятия свернули проекты развития, избавились от части персонала. Совместно с санкциями на импорт это создало для мелкого предпринимательства нишу, которая ранее была ему недоступна.

Малый бизнес не требует больших вложений и обеспечивает высокую скорость оборота денежных средств.

Он является оптимальным инструментом реструктуризации экономики, способен сформировать и насыщать рынок потребительских товаров. Инвесторы для малого бизнеса должны учесть, что принять меры для сохранения уже начатого бизнеса гораздо проще, чем развивать его с нуля после кризиса.

К содержанию

Кредитование или инвестирование

ФЗ № 39 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиции как вложения в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли либо достижения иного полезного результата.

Инвестирование в малый бизнес отличается от кредитования по следующим признакам:

  • объект вложений: финансовые учреждения предоставляют кредиты только денежными средствами; инвестицией может быть имущество, ценные бумаги, имущественные права;
  • степень риска: кредит и проценты необходимо вернуть независимо от прибыльности проекта; инвестированный капитал возвращается и приносит доход только в случае прибыльности проекта;
  • доходность: доход банка установлен наперед; прибыль инвестора успешного проекта сопоставима с риском, который он несет.

Кредитование малого и среднего бизнеса в России бурно развивается. В связи с кризисом ставки по кредитам упали до приемлемых. Однако ряд проблем остаются неразрешенными:

  • ИнвестированиеКредиты выдаются под залог недвижимости субъекта хозяйствования или его собственника. Заимствования под залог товарных запасов, оборудования или сырья не представляются возможными ввиду сложности их реализации.
  • Срок кредитования ограничен тремя годами, заимствование на больший период возможно только по завышенной ставке.
  • Экспресс-кредитование для малого и среднего бизнеса отсутствует, срок рассмотрения заявки длится от недели до нескольких месяцев.

В подобных условиях у многих мелких субъектов хозяйствования нет шансов привлечь финансирование в свой бизнес иначе, чем посредством прямых инвестиций.

К содержанию

Условия инвестирования мелкого бизнеса

Сложности получения банковской ссуды на развитие предпринимательства общеизвестны. Учитывая степень риска невозврата средств, заполучить частные инвестиции в малый бизнес — еще более сложная задача. Однако бывают исключения.

Нужно понимать, что банк — это крупное бюрократичное учреждение. При этом:

  • банк заинтересован исключительно в своевременном возвращении кредита и процентов, доходность проекта в целом его не интересует;
  • сотрудник банка выдает в качестве ссуды не личные средства, а деньги компании;
  • кредитный менеджер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за выдачу кредита в формально ненадлежащих условиях, но не за его невозвращение.

С частным инвестором ситуация противоположная:

  • он ориентирован на результат;
  • уделяет большое значение человеческому фактору;
  • принимает решения, руководствуясь бизнес-интуицией на уровне «верю-не верю».

Инвестиции удается привлекать даже компаниям, шансы которых получить кредит на приемлемых условиях стремились к нулю:

  • стартапы, в активах которых исключительно идеи и научные разработки;
  • самые мелкие субъекты предпринимательства — микропредприятия;
  • новые структуры, работающие на рынке менее года;
  • нерезиденты РФ;
  • предприятия, ведущие упрощенную бухгалтерию;
  • фирмы, не способные предоставить залог или поручителя.
К содержанию

Поиск инвестора

Представители бизнес-среды часто задаются вопросом, где найти инвестора для малого бизнеса. Единого рецепта нет, однако существует несколько проверенных вариантов:

  • В поиске инвестораиспользовать личные знакомства и связи;
  • участвовать в тематических выставках и презентациях;
  • изучить спрос на рынке и напрямую делать предложения крупным компаниям – потенциальным потребителям конечного продукта;
  • обратиться в территориальный орган власти по поддержке некрупного бизнеса, например, в Москве это Департамент поддержки и развития МСП, в Санкт-Петербурге — Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.

Инвестор для малого бизнеса готов вкладывать средства только в проект компании, работающей прозрачно. С целью самопрезентации необходимо разработать инвестиционное предложение — документ, наглядно демонстрирующий:

  • доходность вложения;
  • возможность выведения активов в оговоренные сроки.
К содержанию

Формы инвестирования

Международная практика знает два основных способа привлечения инвестиций:

  • долговое финансирование, когда инвестиция оформляется в качестве ссуды;
  • инвестирование в уставный капитал.

Для России характерен только второй из них. Причем в силу особенностей менталитета и меньшей цивилизованности инвесторы:

  • требуют контрольный пакет акций либо долю в уставном фонде 50%+;
  • вмешиваются в решение текущих дел;
  • навязывают предпринимателю как минимум одного специалиста, который будет изнутри отслеживать движение средств;
  • желают получать регулярные (иногда даже помесячные) отчеты;
  • заинтересованы в получении дивидендов, а не в капитализации годовой прибыли;
  • часто имеют не долгосрочный, а спекулятивный интерес и перепродают свою долю капитала.

Несмотря на все трудности, инвестирование малого бизнеса в России развивается, и часто является единственной возможностью развития для субъектов некрупных субъектов хозяйствования. А в условиях кризиса и санкций тенденция оттягивания инвестиций сектором малого бизнеса от крупного будет только усиливаться.

К содержанию

Где взять деньги на бизнес когда их нет: Видео

Была информация интересна или полезна?
Да4
Нет0
Стать автором
Стать экспертом

Поделиться в соц. сетях

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Ваш комментарий:

*

code

Задать вопрос



закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
×