закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
Регистрация Вход
Главная » Ведение ИП » Бухгалтерская отчетность » Ведение консолидированной бухгалтерской отчетности предприятия
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74997034105 (МСК), +78123096807 (СПБ)

Ведение консолидированной бухгалтерской отчетности предприятия

Среди всего многообразия бухгалтерской отчетности встречается и такая, как консолидированная бухгалтерская отчетность. Что это такое и для чего она предназначена? Постараемся ответить на этот и многие другие вопросы.

Что такое бухгалтерская отчетность в общем?

Что означает бухгалтерская отчетность

Для начала давайте установим, что в целом бухгалтерская отчетность любого предприятия – это совокупность отчетов или пакет документов, который содержит сведения обо всех совершенных на предприятии хозяйственных операциях, экономическом и имущественном положении, обо всех налоговых отчислениях и льготах и так далее.

Бухгалтерская отчетность дает любому разбирающемуся в вопросе человеку наглядную, полную и достоверную картину о деятельности предприятия и его финансовом благополучии (или неблагополучии).

Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговую службу, а также (как и промежуточная, которая составляется в течение отчетного года) служит значительным наглядным подспорьем для руководителя предприятия, по которому он может определить состояние текущих дел, сравнить положение на сегодняшний момент с прошлым отчетным периодом и на основании этих данных принять решение о дальнейшем экономическом развитии предприятия. Также бухгалтерская отчетность используется, к примеру, при привлечении инвесторов и при аудите предприятия.

К содержанию

Что такое консолидированная бухгалтерская отчетность?


Понятие консолидированная бухгалтерская отчетность происходит от английского термина “consolidatedaccounting” и означает сводный бухгалтерский отчет группы взаимозависимых предприятий либо предприятия, обладающего несколькими обособленными филиалами и дочерними структурами. Также сводную бухгалтерскую отчетность составляют и подают службы федеральных органов исполнительной власти.

Во всех вышеописанных случаях главная организация за отчетный период (как правило, речь идет о годе) предоставляет собственную бухгалтерскую отчетность и консолидированную (сводную).

К содержанию

Что из себя представляет сводная консолидированная бухгалтерская отчетность

Как и в случае с обычной бухгалтерской отчетностью, консолидированная бухгалтерская отчетность – это:

  • сводный бухгалтерский баланс со всеми необходимыми приложениями;
  • отчет о прибылях и убытках предприятия и его филиалов (дочерних структур).

Также консолидированная бухгалтерская отчетность должна содержать все необходимые пояснения к сводному балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

К содержанию

Нормы законодательства в отношении консолидированной бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность и законодательство

Принципы ведения, составления и предоставления любой бухгалтерской отчетности содержатся в законе «О бухгалтерском учете» (который ежегодно пересматривается и дополняется, поэтому при составлении отчета за какой-либо отчетный период необходимо тщательно проверять, не устарели ли применяемые нормы и требования).

Поскольку вопросами ведения бухгалтерских документов ведает Министерство финансов, необходимо также учитывать требования Положений и законов данной организации. При этом следует учитывать, что часть требований принята на уровне закона (нормы законов Министерства финансов и утвержденных Положений), и соблюдать их необходимо в обязательном порядке, а часть требований содержит рекомендательный характер (требования инструкций и методических рекомендаций Министерства финансов), и их соблюдение факультативно.

Также при ведении бухгалтерских документов нужно учитывать требования кодексов Российской Федерации: гражданского, налогового и трудового и принимать во внимание нормы Федеральных законов в части, касающейся бухгалтерского учета.

В отношении же составления консолидированной бухгалтерской отчетности также действуют нормы, указанные в приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1996 года №112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (учитывать с изменениями и дополнениями от 12.05.1999 года). Состав консолидированной бухгалтерской отчетности определен Положением по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

К содержанию

Учетная политика предприятия

Бухгалтерская отчетность ведется на основании всей совокупности вышеуказанных документов, но не только. Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает для себя порядок ведения бухгалтерских документов, составления и предоставления отчетов и тому подобного. Такой порядок называется учетной политикой предприятия, должен быть принят и зафиксирован в локальных актах предприятия в обязательном порядке, и его нормы и требования ни в коем случае не могут противоречить нормам действующего законодательства, потому что принципы ведения бухгалтерской отчетности для всех должны быть одинаковыми.

Для чего же в таком случае разрабатывается учетная политика, если нормы для всех одинаковы? Дело в том, что учетная политика создается с учетом специфики предприятия. Например, какой-нибудь не самой крупной организации в качестве отчетности достаточно будет лишь бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а какой-нибудь группе предприятий необходимо будет расписать учетную политику, единую для каждого предприятия, входящего в группу.

К содержанию

Когда необходимо составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность?

1. Предприятие, которое влияет на решения, принимаемые дочерними организациями (или предприятиями, входящими в группу), должно составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность.

2. Организация, которая обладает пятьюдесятью одним и более процентами акций АО или пятьюдесятью одним и более процентами уставного капитала ООО, должно составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность.

Необходимо также отметить такой важный момент, что в консолидированную бухгалтерскую отчетность головного предприятия и его филиалов включаются также сведения о финансово-хозяйственной деятельности и тех филиалов, которые функционируют за рубежом. Поскольку требования законодательства в отношении бухгалтерского учета гласят, что вся отчетность должна быть составлена на русском языке и вестись в национальной валюте, все документы, составленные на иностранном языке, должны быть снабжены подстрочным переводом, а все расчеты переведены в рубли с учетом курса Нацбанка.

К содержанию

Особенности, которые характерны для консолидированной бухгалтерской отчетности

Консолидированная бухгалтерская отчетность должна:

  • предоставлять наиболее полный результат финансово-хозяйственной деятельности группы предприятий в целом или главного предприятия и его дочерних организаций;
  • исключать показатели финансово-хозяйственной деятельности, совершенной внутри группы предприятий или между дочерними отраслями и головной организацией;
  • содержать сведения о доли капитала и активов группы, не принадлежащей головному предприятию.
К содержанию

Требования к консолидированной бухгалтерской отчетности

Каковы требования к консолидированной бухгалтерской отчетности

Консолидированная бухгалтерская отчетность должна в первую очередь соответствовать тем же требованиям, что и обычная. То есть содержать полную, достоверную, сопоставимую, целостную, измеряемую, рациональную, непротиворечивую и последовательную информацию – причем не только в общем сводном отчете, но и в итоговых бухгалтерских отчетах каждого дочернего предприятия или организации из состава группы.

Помимо общих требований к консолидированной бухгалтерской отчетности есть и специфические, а именно:

  • устанавливаются единые методы оценки каждой статьи отчетности для каждого предприятия группы или каждой дочерней структуры;
  • каждое предприятие группы или каждая дочерняя структура формируют отчет в те же сроки и за тот же отчетный период, что и головная организация. Все предприятия и структуры передают свои итоговые отчеты в головную организацию в один день;
  • язык ведения бухгалтерской отчетности и валюта расчетов едины для каждого дочернего подразделения или предприятия группы;
  • консолидированная отчетность содержит сведения обо всех хозяйственных операциях, активах, пассивах, доходах и расходах каждой дочерней структуры или предприятия группы, а также о головной организации.
К содержанию

Принципы формирования консолидированной бухгалтерской отчетности

Поскольку консолидированная бухгалтерская отчетность, как уже упоминалось выше, представляет собой единый сводный отчет, отражающий деятельность группы предприятий или предприятия и его филиалов (дочерних структур) как единого целого, она не должна содержать взаимоисключающих или дублирующих сведений. На практике это означает, что из общего сводного отчета исключаются все данные о сделках и передаче средств, совершенных внутри группы либо между филиалами.

Также из общего консолидированного отчета исключаются любые сведения о финансовых вложениях головной организации в любой филиал или предприятие группы.

Была информация интересна или полезна?
Да0
Нет1

Поделиться в соц. сетях

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Ваш комментарий:

*

code

Задать вопрос