Регистрация Вход
Главная » Ведение ИП » Бухгалтерская отчетность » Все о нормативном регулировании бухгалтерской отчетности
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74997034105 (МСК), +78123096807 (СПБ)

Все о нормативном регулировании бухгалтерской отчетности

Многие предприятия обязаны открыто вести бухгалтерский учет. Часто от полноты и объективности предоставленных данных зависит благосостояние компании, поскольку на их основе заинтересованные пользователи (потенциальные инвесторы, проверяющие инстанции и т. д.) формируют представление об организации и принимают соответствующие решения. Исходя из этого, важно в первую очередь изучить правила, по которым осуществляется нормативное регулирование бухгалтерской отчетности, и учитывать их при составлении собственной отчетности.

Нормативные требования к отчетной документации

Как происходит регулирования бухгалтерской отчетностиНапомним, что бухгалтерский учет – это задокументированные сведения о хозяйственном, финансовом и экономическом состоянии предприятия, выраженные в денежном эквиваленте. То есть учет содержит данные об имуществе, доходах, налоговой и прочей задолженности, расходах и убытках предприятия и тому подобном.

Разумеется, такие важные сведения должны составляться согласно всем необходимым требованиям, поскольку бухгалтерский учет служит не только наглядным пособием для руководства предприятия, но и удобной системой для внешних аудиторов и других заинтересованных пользователей.

Система регулирования бухгалтерского учета – это совокупность требований к его составлению и ведению. В частности, предусматривается, что ведение бухучета на различных предприятиях должно быть единообразным, своевременным и достоверным.

Общие правила организации ведения документации устанавливаются Министерством финансов, которое непосредственно разрабатывает и утверждает пособия, положения и рекомендации по ведению документов. Эти положения и рекомендации являются правовой основой бухгалтерского учета, большинство из них обязательно для исполнения. Любые другие регулирующие бухгалтерскую отчетность документы должны составляться с учетом их требований и не могут противоречить их нормам.

При этом некоторые методические рекомендации и комментарии носят лишь рекомендательный характер, следовать им или нет – личное дело каждого предпринимателя в частности, но что касается законов и положений – тут двузначного толкования быть не может: требования этих документов обязательны для всех.

К содержанию

Уровни нормативного регулирования

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности представляет собой четырехуровневую систему:

  • первый уровень – это постановления правительства и указы президента, законодательные акты. Причем не только те, которые непосредственно касаются бухгалтерского учета, но и те, которые затрагивают данный вопрос косвенно;
  • второй уровень – положения и стандарты по бухгалтерской отчетности;
  • третий уровень – инструкции и методические рекомендации Министерства финансов и иных организаций;
  • четвертый уровень – внутренние акты самого предприятия.

К первому уровню, конечно же, относят закон «О бухгалтерском учете» – главный и основополагающий документ для любого бухгалтера любого предприятия или частного предпринимателя. Также необходимо учитывать требования Гражданского, Налогового и Трудового кодексов Российской Федерации, федерального закона «Об акционерных обществах» № 208 от 26.12.1995, постановления правительства «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» № 283 от 06.03.1998.

К содержанию

Принципы ведения отчетности

Как составлять бухгалтерскую отчетностьСогласно нормативному регулированию бухгалтерской отчетности, в 2016 году установлены следующие требования к ведению документов:

  • для хозяйственных операций обязательна двойная запись в соответствии с планом счетов, утвержденным Министерством финансов;
  • записи ведутся на русском языке (если первичные учетные документы были составлены на другом языке, к ним необходимо приложить подстрочный перевод);
  • следует использовать национальную валюту – рубли (если расчеты были произведены в иной валюте, необходимо сделать пересчет, учитывая данные Центрального банка России);
  • учет затрат на производство продукции (услуг или работ) ведется отдельно от учета затрат на капитальные и финансовые вложения;
  • все хозяйственные операции подлежат обязательному документированию, первичные учетные документы составляются на месте либо сразу же после свершения операции;
  • регистры бухгалтерского учета и отчетности ведутся по установленным Министерством финансов и иными органами формам. Сведения, содержащиеся в регистрах, должны составлять коммерческую тайну предприятия;
  • все объекты бухгалтерского учета подлежат денежной оценке. Если, например, какое-либо имущество было приобретено за плату, его оценка состоит из фактически произведенных на его покупку затрат. Имущество, которое получено безвозмездно, оценивается по своей рыночной стоимости на текущий момент;
  • имущество, которое производит само предприятие, оценивается исходя из суммы затрат на его изготовление;
  • активы и обязательства предприятия в обязательном порядке необходимо с определенной периодичностью инвентаризировать. Порядок и периодичность инвентаризации устанавливает руководство предприятия;

на предприятии обязательно должна быть сформирована и утверждена корпоративная политика по ведению бухгалтерского учета, где необходимо учесть все установленные допущения и требования. Руководитель предприятия должен также разработать и утвердить правила ведения документооборота и технологию обработки учетной информации.

К содержанию

Допущения и требования по ведению документации

Положение по бухучету «Учетная политика организации» (ПБУ 1-98) предусматривает такое нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности, как требования и допущения.

К содержанию

Требования к ведению отчетности

Основных установленных требований всего шесть. К ним относятся:

  • полнота – вся хозяйственная деятельность предприятия должна быть отражена в полном объеме, со всеми необходимыми первичными документами;
  • своевременность – любой факт хозяйственной деятельности должен быть отражен в учете немедленно, а не через несколько дней;
  • осмотрительность – в бухгалтерских документах не допускается создание скрытых резервов, нельзя отражать доходы преждевременно и необходимо из возможных оценок для прибыли и доходов брать наименьшую, а для убытка и расходов – наибольшую;
  • непротиворечивость – данные аналитического учета должны быть тождественны данным учета оборота и остатков в последний день каждого отчетного периода (месяца);
  • приоритет содержания перед формой – хозяйственная деятельность в бухгалтерском учете должна отражаться по экономическому содержанию, а не правовому;
  • рациональность – бухгалтерский учет должен вестись исходя из объемов производства и условий хозяйственной деятельности предприятия.
К содержанию

Допущения ведения бухгалтерской документации

Каковы требования по ведению бухгалтерской документацииПравовое регулирование бухгалтерской отчетности предусматривает четыре допущения. К ним относятся:

  • имущественная обособленность – это означает, что на балансе предприятия должно числиться только то имущество, которое принадлежит ему на законных основаниях. Имущество, например, собственников, должно числиться обособленно;
  • непрерывность деятельности – подразумевается, что предприятие будет осуществлять деятельность ежегодно и непрерывно, соответственно и выполнять взятые на себя обязательства. В случае если, например, произошло крупное хищение или предприятие пострадало в результате пожара или стихийного бедствия, в учетной политике будущего года необходимо отразить изменения установленного порядка;
  • последовательность применения учетной политики – этот принцип подразумевает, что единожды принятая учетная политика предприятия будет неизменно применяться из года в год;
  • временная определенность фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) – подразумевается, что любой факт хозяйственной деятельности совершен в тот временной промежуток, в котором имел место. Например, если предприятие продает офисное здание, договор купли-продажи оформлен и датирован мартом 2015 года, то продажа и полученный от нее доход учитываются в мартовском отчете, даже если средства фактически поступили в мае 2015 года.
Была информация интересна или полезна?
Да13
Нет3
Стать автором
Стать экспертом

Поделиться в соц. сетях

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Ваш комментарий:

*

code

Задать вопрос



закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
закрыть рекламу x